В Советской стране понятие «секс-символ» не существовало, но негласные носители этого гордого звания, конечно же, были.

К ним, уверен, многие причислили бы и нашего земляка, Заслуженного артиста РФ Георгия Мартиросьяна, которому 31 января исполнилось 70 лет!

Годы бегут, однако Георгий Хачатурович всё так же востребован и популярен, проводя огромную часть жизни в гастрольных турах. Вот и свой юбилей он встретил на кубанской сцене, а 2 февраля уже ростовские зрители аплодировали Георгию Мартиросьяну и его знаменитым партнёрам по блистательному спектаклю «Палата бизнес класса».

Перед спектаклем юбиляр охотно поделился воспоминаниями о дне вчерашнем, рассказал об отношении к родному городу и о своём взгляде на творчество, профессию, дружбу…

- Георгий Хачатурович, вы ведь коренной ростовчанин. Где жили, где учились в Ростове?

- Учился я в школе №13, это бывшая женская Екатерининская гимназия. А после 9 класса поступил на театральное отделение Ростовского училища искусств, к мастеру курса Г.М.Гуровскому. Жил в Нахичевани, на 26-й линии, дом 24. Это там, где госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны.

- У вашей матушки подозрительно дворянская девичья фамилия – Воронцова. Если вы из ТЕХ, тогда становится понятно, откуда у вас некая врождённая стать, правильные черты лица...

- Вроде бы говорили, что мама из рода Воронцовых-Дашковых. Не знаю, насколько это верно.

- Судя по вашей фигуре и координированности, в молодости вы активно занимались спортом?

- Да, баскетболом и академической греблей. Помню, ходил на Дон, там была спортивная база. Занимался очень серьёзно, хотя и не планировал посвятить себя профессиональному спорту. Я продолжал тренироваться, даже когда поступил в училище искусств, но потом это стало отвлекать.

- А училище искусств появилось в вашей жизни случайно?

- Не совсем так. В нашей школе был театральный кружок, и меня как-то туда втянули одноклассники. Мне там всё понравилось, был интересный молодой руководитель. Мы поставили какую-то (сейчас и не вспомню) современную американскую пьесу, где я играл бомжа, человека трудной судьбы – роль, надо сказать, достаточно характерную…

- В училище вас готовили к какому театральному амплуа?

- По внешности меня, конечно, больше использовали как героя. Пожалуй, впервые я сыграл острохарактерную роль в спектакле ростовского ТЮЗа «Собака на сене» Лопе де Вега. Я, на мой взгляд, трогательно и безумно смешно сыграл историю маленького человека, слуги, который жутко боится своего господина – повторяет всё за ним, запинается, заикается… Эту мою работу тогда, в начале 70-х годов, высоко оценили и коллеги, и публика.

- Каким вы вспоминаете Ростов той поры?

- Ростов – мой любимый город, такой солнечный, тёплый и уютный весной, летом, ранней осенью. А поскольку солнце определяет очень многое в этой жизни, то и ростовчане, в большинстве своём, – люди тёплые, яркие в проявлениях, отзывчивые, по первому зову идущие навстречу. Говорят: одессит – это отдельная национальность. То же самое можно сказать и о ростовчанах. Они удивительно гостеприимны и радушны, остроумны и ироничны, темпераментны и деловиты. Одним словом, они ЖИВЫЕ. Во всяком случае, именно так я ощущаю своих земляков. Смешение разных национальностей и их абсолютно комфортное сосуществование придают Ростову какой-то особый колорит и своеобразие.

- Наверняка, у вас были любимые места в родном городе?

- Левый берег Дона, как без него. А ещё мальчишками, так как я жил в Нахичевани, мы спускались вниз к реке и по пешеходному мосту перебирались на Зелёный остров, где порой прогуливали уроки – плавали, загорали, играли в футбол…

- Вас радуют либо огорчают изменения, происходящие в Ростове?

- Больше радуют, очень многое изменилось в лучшую сторону. Иногда меня огорчают высотные здания, которые торчат в историческом центре города, как какие-то неродные «стеклянные зубы». Они явно нарушают сложившийся десятилетиями ансамбль 3-4-этажной застройки. Хотя Ростов всегда отличался эклектичностью, наверное, за счёт опять-таки проявления национальных вкусовых излишеств. Каждый купец желал чем-то выделиться.

- Сегодня в Москве живёт и успешно работает немало творческих людей, которые своими корнями связаны с нашим городом. А ростовчане зачастую склонны объединяться в землячества…

- Я вхожу в такое землячество, со многими дружу, общаюсь. Влада Ветрова, например, именно я вытащил в столицу, и первое время они с Катей жили у меня. А когда он показался Галине Борисовне Волчек, то сразу, что называется, пришёлся ко двору. И теперь Влад по-праву ведущий актёр «Современника».

- Георгий Хачатурович, в вашей фильмографии более 120 картин. Были периоды, когда вы ежегодно снимались в семи (!) фильмах. Вас не смущало, что ваши роли, как правило, были небольшими?

- Абсолютно, нет. Я всегда за работу. А когда начинаешь выбирать, привередничать, то можешь, как говорится, выплеснуть вместе с водой и ребёнка. Я считаю, что в нашей профессии от работы отказываться нельзя. Скажем, кого-то называют мастером эпизода. Да он не мастер эпизода, он просто работает, это его хлеб. А если сидеть и ждать чего-то, можно «профукать» абсолютно всё.

- Природа одарила вас очень глубоким и выразительным голосом, который вы блестяще используете при озвучивании зарубежных фильмов. Вам нравится этот род вашей творческой деятельности?

- Не только нравится, я его очень люблю. Недавно вышел фильм «Скиф», в котором я озвучивал одного из главных героев – старика-скифа. Если удастся, обязательно посмотрите. Мой голос точно узнаете. Озвучивать очень интересно, ведь голосом можно украсить какие-то сценарные ситуации. И потом, ты же знаешь голоса озвучиваемых артистов и с опытом понимаешь, куда можно добавить, в чём быть полезным картине.

- Банальный вопрос, который задают многим артистам: что вы предпочитаете в работе – театр или кино?

- Конечно, театр. Это то, что происходит здесь и сейчас. Актёра не существует без театра. Ничем не заменишь живость общения с публикой, когда ты слышишь сиюминутную реакцию людей. Сниматься в кино, конечно, здорово, но театр – это самое главное и вдохновляющее для любого артиста, а ещё это постоянный профессиональный тренинг.

- На съёмочной площадке и на театральной сцене вы работали с крупнейшими артистами нашей страны, такими как Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Андрей Миронов. Возникала ли у вас робость перед столь звёздными партнёрами?

- Прежде я даже представить себе не мог, что буду работать на одной сцене с Андреем или с Анатолием Дмитриевичем Папановым. Так уж сложилась судьба, что меня довольно случайно нашли для исполнения роли главного героя в спектакле «Гнездо глухаря» Театра Сатиры.

Дело в том, что, перебравшись в столицу, я сначала работал в Московском областном театре, затем несколько сезонов в «Ленкоме», где у Марка Захарова была своя сложившаяся команда, и пробиться было, мягко говоря, сложно. Помню, как Марк Анатольевич выстраивал нас на сцене и когда видел, что я выше всех, говорил: «Георгий, сделайте шаг назад… и ещё два…» Чтобы я «не выпячивался». Короче говоря, вовремя всё поняв, я тихо-спокойно стал подыскивать новое место службы.

Но возвращаясь к заданному вопросу, скажу так: конечно, момент коленопреклонения перед великими артистами поначалу всегда присутствует. Представьте себе: я видел Папанова в кино много раз, восхищался созданными им образами, и тут предстоит играть с НИМ на сцене! Однако на подмостках грань восприятия стирается - ты понимаешь, что партнёрствуешь с ВЕЛИКИМ, но начинается нормальная профессиональная деятельность, и всё другое вылетает из головы.

- А потом вы не один сезон прослужили в театре им. В. Маяковского у великого и «страшного» Андрея Гончарова…

- Когда он начинал кричать, это было что-то… Помню, он вводил Андрюшу Болтнева в пьесу по Бабелю, а мою работу (тоже ввод, но на другую роль) с режиссёром Юрием Йоффе в этом же спектакле ещё не видел, а когда увидел – начал репетировать со мной, на время позабыв об Андрее.

Репетируя с Гончаровым, нужно было буквально «до интонации», до мельчайших деталей повторять то, что он показывал. И у меня это получалось, Гончарову нравилось, но потом мне надоело. Словом, произошёл конфликт с «диктатором». А как без этого...

- Известно, Георгий Хачатурович, что вы были очень дружны с Александром Абдуловым. Каким этот всеми любимый артист был в жизни?

- Мы дружили с Сашей 34 года, с 1975 года, когда снялись в одной картине, и до самой его смерти. Наша дружба в молодости строилась на самом простом: мы были нормальными мужиками - ухаживали за девушками, выпивали и закусывали, участвовали в капустниках, вместе снимались. Постепенно мы вплетались в профессию, но дружба не только не угасала, а становилась понятием круглосуточным. Мы практически каждый день были на связи. Я не раз бывал в его любимом бревенчатом доме на Валдае, в интерьерах которого снимался сериал «NEXT-2», даже присутствовал при строительстве этого дома-избы.

Саша умел дружить по-настоящему - был человеком широким, щедрым, заводным, верным и очень отзывчивым. Он был связующим звеном для целой группы близких друзей. Мы иногда собираемся вместе и сегодня, прекрасно друг к другу относимся, но без Саши многое ушло и уже не вернётся…

- А сегодня вы охотно ходите в театр, скажем, в Москве?

- С удовольствием смотрю новые для себя спектакли, когда это действительно интересно. Больше хожу в классические репертуарные театры. Недавно я посмотрел поставленный ещё при жизни великого Петра Наумовича Фоменко спектакль «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Гениальная история! К сожалению, много интересного проходит мимо из-за загруженности. Но если кто-то рекомендует, обязательно стараюсь посмотреть.

Ныне в театре, увы, слишком много неоправданных экспериментов, когда режиссёр старается «выщелкнуться», поставить спектакль не так, а эдак. Иногда придумывают ТАКОЕ, что и оправдать-то ничем нельзя. Невозможно объяснить, ПОЧЕМУ? Что он хотел этим сказать? У нас есть такое понятие: если не знаешь, как играть – играй СТРАННО. Но когда я вижу «странную» постановку, то понимаю, что это не от таланта, а от бесталанности. За «придумкой ради придумки», как правило, ничего не стоит. Я уже 50 лет на сцене, и, поверьте, видел всякое.

- С каким чувством, Георгий Хачатурович, вы каждый раз возвращаетесь в Ростов?

- Когда мы сегодня подъезжали к Ростову, как всегда, нахлынули какие-то воспоминания. Даже немного разволновался, ведь здесь остались мои друзья, родственники. Всегда думаешь, как и чем сегодня живёт родной город?

Убеждён, что вскоре станет только краше Левый берег Дона. Мы дружим с Ваней Кононовым, который написал слова одноименной песни. Я уже издали видел великолепный стадион, проехал по новому мосту.

Но главное – дух Ростова неистребим! В этом я уверен на 100 %. Поэтому буду с удовольствием возвращаться сюда ещё и ещё раз. С новыми спектаклями, фильмами и просто так…

В спектакле также приняли участие популярные артисты: Татьяна Васильева, Семён Стругачёв, Светлана Пермякова и другие.

Беседовал Александр Молчанов

Известный российский актер Георгий Мартиросьян родился 31 января 1948 года в Ростове-на-Дону.

На съёмках картины «Золотая речка» (1976) Георгий познакомился с Александром Абдуловым. По его протекции он был принят в театр «Ленком», и продолжал успешно сниматься, в том числе в таких известных и любимых зрителями фильмах, как «Конец императора тайги»(1978), «Пираты XX века» (1979), «Похищение Савойи» (1979), «Эскадрон гусар летучих» (1980).

В 1980-1990-х актер продолжал часто появляться на киноэкранах. Зрителям запомнились его работы в таких картинах, как «Сокровища Агры» (1983), «ТАСС уполномочен заявить»(1984), «Колье Шарлотты» (1985), «Самая обаятельная и привлекательная» (1986), «Бедная Саша» (1997), «Ворошиловский стрелок» (1999). Продолжилась карьера и в нулевых - «А поутру они проснулись» (2003), «День выборов» (2007), «День радио»(2008). Кроме того, с начала девяностых и по сей день Георгий Хачатурович часто снимается в сериалах - «Любить по-русски», «Досье детектива Дубровского», «Моя прекрасная няня», «Кадетство», «Кремлевские курсанты», «Ранетки», «Сватьи», «Жизнь после смерти». Еще одно нынешнее амплуа Мартиросяна – озвучка; голосом актера говорят многие герои фильмов и компьютерных игр, в частности, Чернорук Разрушитель в «Варкрафте» и Доминус Гоул в «Дестини-2».

Подробнее:

Биография

Copyright Курзенев А.Н. © 2018
Copyright rp100.ru © 2018
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2018
Все права защищены.