Концерт секстета «Фонограф-Джаз-Бэнд» под названием «ПЕРВЫЕ50» состоялся в Ростове 7 ноября. Накануне было выступление коллектива в Краснодаре, днём ранее - в Ставрополе, третьего дня – в Ессентуках, до этого – в Иваново. А впереди Москва и Питер.

Только в ноябрьском гастрольном расписании разнообразных составов «Фонографа», руководимого Заслуженным артистом России Сергеем Жилиным, девять городов нашей бескрайней страны.

Наряду с плотным гастрольным графиком, продолжаются многочасовые репетиции и запись трансляций шестого сезона телевизионного проекта «Голос». А прежде были «Две звезды» и «Достояние республики», «Танцы со звёздам» и «Голос. Дети», мюзикл «Чикаго»…

Как удаётся Сергею Сергеевичу и его музыкантам успешно выполнять столь значительный объём супервостребованной творческой работы?

Ответ на этот вопрос отчасти в следующем интервью…

 

 

- Сергей Сергеевич, похоже, насыщенность вашей жизни и многообразие интересов родом из детства? Ведь тот Серёжа, который с трёх лет за фортепиано, который в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории увлекался композиторами-романтиками (Лист, Рахманинов, Шопен), одновременно мечтал о небе, стал чемпионом Москвы среди младших школьников по воздушному бою кордовых авиамоделей, часами гонял в футбол и на велике, зачитывался Джеком Лондоном и позже занимался каратэ …

- Как говорила моя бабушка: смена работы – это тот же отдых. Я и сегодня постоянно меняю сферу деятельности, выступая в роли пианиста, аранжировщика, дирижёра, режиссёра-постановщика, продюсера и сценариста наших выступлений. Вот сейчас, например, мне предстоит написать световую партитуру концерта «Let it Bеatles!», который пройдёт через две недели в Санкт-петербургском БКЗ «Октябрьский». Там очень многое завязано на свете, и я знаю, как мне нужно отразить это на бумаге.

А что касается продолжения детских увлечений, то велосипед у меня есть и сейчас, правда я давно на него не садился. В связи со спецификой работы, сегодня для меня полезнее выполнять комплекс упражнений в зале, в частности, для укрепления позвоночника, бегать кроссы, плавать. Что я и стараюсь делать в ежедневном режиме, когда нахожусь в Москве.

Кстати, до сих пор могу по звуку определить класс авиамодели, если прохожу поблизости от парка, где проводятся соревнования.

 

 

- Вы создали «Фонограф» в 1983 году при ДК «Москворечье». Семеро юношей тогда играли диксиленд, регтаймы Скотта Джоплина. Кто-то их тех молодых ребят остался в вашей музыкальной жизни?

- Тогда в студии Дворца Культуры собрались в основном не профессионалы, хотя кто-то был и после музыкального училища. Нам было от 17 до 30 лет. По мере становления и развития коллектива, выхода на новый творческий уровень, планка профессиональных требований настолько выросла, что потребовался качественно иной состав исполнителей, который постепенно и гармонично сложился.

- Вы, являясь общепризнанным виртуозом, не имеете консерваторского образования, а насчёт своих «немузыкальных» пальцев как-то в шутку сказали, что они «могут при желании застрять между чёрных клавиш»…

- Чтобы по-настоящему ИГРАТЬ на инструменте, надо очень много заниматься, вне зависимости от того, где ты учился. Несколько лет назад я самостоятельно начал менять постановку рук, которую посчитал несколько зажатой для дальнейшего развития техники. Это надо было делать раньше, но я пусть и поздновато, но задумался об этом и уже сделал многое.

 

 

- Сергей Сергеевич, практически без государственной поддержки вы построили собственную студию звукозаписи и репетиционную базу, создали группу компаний «Фонограф», в составе которой и творческая студия эстрадно-джазового искусства, и коллектив блестящих музыкантов, из которых гармонично формируются самые разнообразные составы – от соло, дуэтов и трио до биг-бэнда, симфоджаза и эстрадно-симфонического оркестра. Сколько всего человек сегодня трудится под вашим началом?

- Около пятидесяти человек вместе с основным составом оркестра. Поверьте, кроме творческой, хватает и организационной работы.

- Вы были лидером с детства?

- Наверное, да. Мой отец в разное время был директором трёх  научно-исследовательских институтов, профессором. Два из них он создавал с нуля. Вероятно, я унаследовал какие-то папины качества.

- Вашу жёсткость и деловую хватку, помнится, оценил и Филипп Киркоров…

- Просто я всегда за справедливость. Такой большой коллектив необходимо обеспечить постоянной загрузкой, интересной творческой работой и достойной оплатой непростого труда. Кроме уже упомянутого, мы занимаемся организацией и проведением мероприятий самого разного масштаба. А наша студия звукозаписи работает почти круглосуточно.

 

 

- Вы с большим успехом провели шесть концертов на джазовом фестивале в Барлингтоне (США), дали четыре аншлага в престижнейшем швейцарском Монтрё, побывали на многих других международных джазовых форумах. Ваше участие в них – это желание продемонстрировать себя и посмотреть на работу иностранных коллег, что называется сверить «профессиональные часы»? Или нечто другое?

- Если есть возможность, то живой контакт с коллегами это всегда интересно и полезно для музыканта. Конечно, в век информационных технологий можно в интернете найти любой концерт того или иного исполнителя, который вам интересен. Однако для полноценного профессионального развития этого недостаточно. В принципе, фестиваль – это такая же работа, как и всякая другая. Единственное, что её отличает: на концерты приходит более подготовленная в джазовом отношении публика, поэтому можно показывать какие-то свои экспериментальные произведения, новые наработки, исключительно элитарные композиции. На гастрольных концертах такое тоже может быть, но дозировано, перемежаясь с более популярными и известными широкой публике мелодиями.

- Вы выступали вместе с выдающимися пианистами, такими как Игорь Бриль, Даниил Крамер, Андрей Разин, Раймонд Паулс, в конце концов. А почему в этом списке отсутствует Денис Мацуев, который тоже с удовольствием исполняет джазовые композиции?

- Мы с ним знакомы. Просто судьба пока у рояля не сводила. Денис прекрасный пианист, и если выпадет случай, почему бы и нет…

- Ростов, по мнению многих профессионалов, является одним из центров джазовой музыки в России. В городе выстроена стройная система соответствующего специального образования: детская джазовая школа им. Кима Назаретова – колледж искусств – кафедра эстрадно-джазовой музыки в консерватории им. Сергея Рахманинова…

- Я знаю, что инициатором этой образовательной системы и большим подвижником был Ким Аведикович Назаретов, встречаться с которым мне, увы, не довелось. Много о нём слышал от очень уважаемых коллег.

И плоды столь серьёзной профессиональной подготовки налицо: молодые ростовские музыканты, вокалисты регулярно становятся лауреатами всевозможных конкурсов, в том числе и телевизионных. Некоторые позиции в нашем оркестре периодически были заняты качественными исполнителями из Ростова. Какое-то время у меня работал Витя Пивторыпавло из «Запрещённых барабанщиков», один из его учеников.

А вообще, отношение к Ростову у меня особенное – здесь родилась моя мама…

- Известно о вашем совместном музицировании с Биллом Клинтоном. Но ведь было ещё творческое общение с Лайзой Минелли, с Томом Джонсом. Несколько раз вы сопровождали в официальных визитах делегацию Президента России…

- Вы не упомянули о почти всех российских звёздах первой величины, с которыми оркестру посчастливилось сотрудничать.

А что касается встреч глав государств и их ближайших помощников, то работать для них всегда очень ответственно и почётно. Ведь представляешь культуру огромной страны. Впрочем, перед всеми нашими зрителями и слушателями мы выступаем с неменьшей отдачей…

 

Беседовал Александр Молчанов

 

Copyright Курзенев А.Н. © 2017
Copyright rp100.ru © 2017
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2017
Все права защищены.