Первым талант молодого Калинина заметил Александр Серафимович, когда прочитал его роман «Курганы», написанный в двадцать четыре года и при встрече вместо простого приветствия сказал: «Ну, здравствуй, молодой Шолохов!».

Это, с одной стороны, высокая оценка произведения и потенциальных возможностей автора, а с другой, намёк на то, что необходимо искать свой путь в литературе. И он нашёл. Тот самый путь, который ярко проявился в романе «Цыган» и других произведениях, хотя Анатолий Вениаминович был одним из последователей шолоховских традиций, а с Шолоховым его связывала литературная и человеческая дружба.

А сам М.А. Шолохов в разговоре, как-то сказал молодому Калинину «Ну до чего похож! Двойник и только: Мелехов Григорий!»

Анатолий Вениаминович Калинин — это уникальный человек и удивительное явление в литературе Дона. Своё отношение ко всему, что его окружает, он ёмко выразил в стихотворении «Не отворачивай лица».

Огромная общественная работа — депутат Верховного Совета РСФСР, школа, больница, техникум, институт, музей, Дом культуры, детская школа искусств, картинная галерея, и многое другое — всё это он сделал для своих земляков. Он фактически превратил казачий хутор в поселение городского типа.

Все меньше остаётся людей, которые лично знали Анатолия Вениаминовича и могли бы нам рассказать, что это был за человек. Но нам удалось найти таких людей.

Знакомьтесь: заслуженный художник Российской Федерации Юрий Тимофеевич Герасимов, который поделился с нами впечатлениями, произведёнными на него Калининым при их встречах.

 

- Юрий Тимофеевич, при каких обстоятельствах вы познакомились с Анатолием Вениаминовичем?

- Познакомился я у Виталия Александровича Закруткина, примерно в 1961 году. Шофер приехал за мной на «бобике» и говорит, - собирайся поедем на охоту за зайцами, - я знал, что там шикарные кочетовские места для охоты, а Виталий Александрович Закруткин был заядлый охотник, он без этого жить не мог. Я приехал, Наталья Васильевна, жена его, знала, что я еду, и приготовила судака по астрахански, а для меня это было наилучшее блюдо. Когда заходишь к Закруткину, в его хату, то создаётся ощущение, как будто попадаешь в какую-то сказку. Столик во дворе маленький, кроватка маленькая, окошечки крошечные и всё в уменьшенном виде. Хотя сам он был человеком высокого роста.

Недавно был у него, захожу, там Татьяна Николаевна Строкова - научный сотрудник, который занимается исследованием литературы и руководит музей-квартирой В.А. Закруткина, она меня хорошо знает. Когда-то я Виталию Александровичу подарил пейзаж, он висит при входе в музей.

В.А. Закруткин меня обожал и всё время хотел чем-то удивить. Где-нибудь купит редкое издание с репродукциями Ренуара, Гогена, Сезана или других гениальных художников и подарит мне или оригинальный сувенир связанный с искусством привезёт.

Когда Закруткин собирался на охоту, к нему часто приезжали Бондаренко, Сабонеев, Иваницкий, Пивоваров, кого только не было, были все: и власть, и писатели, и поэты. Обычно, перед охотой, начиналось литературное застолье, на котором один лучше другого произносили тосты, рассказывали анекдоты, а так же дарили комплименты Закруткину. Я говорил, Закруткин - это море познаний мира, такая голова умная, он и пел потрясающе, и музицировал, и много анекдотов знал и к нему все «лезли», у него на калитке было написано «без звонка не приезжать». Помню, Лебеденко к нему приехал, - ты по расписанию приехал, - спрашивает его, - нет, - отвечает, - до свидания, - так и не пустил. А он ведь с Ростова приехал. Вот такой был человек.

Шолохов, в отличии от Закруткина — больше общался, по просьбе обкома, Москвы, с молодыми писателями Болгарии, России и других социалистических стран, он был, как воспитатель, наставник.

Я не знаю, Анатолий Вениаминович любил охоту или нет, но он присутствовал, когда они собирались на охоту, может он хотел вместе с ними доехать до Пухляковки, ведь не далеко, но на охоте, я его не видел. Анатолий Вениаминович Калинин, тоже был разносторонний, но он был интеллигент и очень добрейшей души человек. Были такие случаи, когда настолько надоедал этот стук в калитку, всех просителей - не денег, у него их практически никогда не было, а вот помочь в беде, решить проблему, а родные, желая его поберечь или он действительно прибалевал, говорили, - его нет, - так он выбегал и кричал, - да, что-же вы делаете, что вы говорите! Заводил, сажал во дворе и слушал, что надо сделать, как ему он мог помочь и помогал!

Это был такой жизнелюб. Он всегда был с людьми, у него постоянные планы - Пухляковку на пустом месте сделал. Это была не деревня, был какой-то закоулок, он сделал потрясающий городок. Там сейчас и институт научно-исследовательский, и техникум виноградоводческий, потрясающая больница, музей, картинная галерея - он делал всё, что просили земляки.

К нему приезжали люди из Москвы, боевые друзья-однополчане, казаки со всего Союза, артисты, писатели, поэты, секретари обкома, он всех принимал, всё слушал, записывал и всё выполнял, вот такой был человек. У него было множество наград — были разные и ордена, и медали, я уже не говорю о благодарственных письмах и грамотах. Он любил свою Родину, любил всё, что связано с историей.

Как только праздник какой-нибудь - религиозный или светский, он первым просыпался, шёл на кладбище, как говорил, - на погост. Одному конфетки, другому цветочки, третьему печенье и так по всему кладбищу, всем что-то положит, потом приходил, пил чай и начинал работать. Относился ко всему, что связанно с литературой с огромной любовью. Даже, если какой-нибудь дилетант, любитель придёт, он внимательно слушает, что-то пишет, а потом, - я, извиняюсь, я хотел бы вам посоветовать и так далее...

Такой добрейшей души человек был и конечно, весь в литературе, изучал книги, вел архивные дела, даже экономику освоил. Всесторонний, многообразный человек был и все его любили именно за человечность. Этот человек был абсолютно деятельного порядка и такой беспокойный. Если человек заболел в Пухляковке, он не только поднимал ростовскую медицинскую службу и просил помочь, но и на своих машинах возил в Ростов. Интересовался результатом лечения, сам приезжал в больницу, с подарками, с цветами, говорил, - вот это мой земляк, - хотя, это была простая буфетчица или рабочий ухаживающий за виноградом. Калинин был озабочен судьбой своих земляков, это была его черта, которая сопровождала его до самой смерти, о себе не думал, а только о соседях, о земляках, о Пухляковке.

Анатолий Вениаминович очень много сделал, чтобы виноградное дело процветало на тихом Дону. Как только начинается разговор о вине — он сразу делал заключение, - лучше донского вина нет. Он привлекал крупных специалистов из Болгарии и других стран, где выращивали виноград для виноделия. Это была его страсть. Когда он написал роман «Цыган», а после того, как ещё сняли фильм, тогда по настоящему узнали, кто такой Калинин. О нём начали говорить не только советские писатели, любители литературы, но и за рубежные. Он был простой человек, который из огня вытащит, из реки спасёт, надо в Ростов отвезёт, детям поможет и сделает всё, что его попросят - вот такой был человек Анатолий Вениаминович.

Я многое о нём узнал, по-моему, в 1968 или в 1967 году, когда привёз первую партию картин для своего музея. Учась в академию художеств, для меня Ленинград был второй институт - там музеи, улицы, дома в мемориальных плитах, там вся культура, там люди интересные. Я понимал, что я приехал сюда не только получить звание художника, а изучить и достичь высокого культурного уровня для того, чтобы передать его моим землякам, за то, что они не дали умереть с голоду — мне, детдомовскому пареньку. Ещё учась в академии, посещая музеи и выставочные залы, у меня родилась мечта, собрать картины, организовать картинную галерею в Константиновске и передать её землякам, чтобы и они могли что-то подобное увидеть.

Я приходил в мастерские к художникам, знакомился и говорил, - я студент академии художеств, люблю свою малую Родину, люблю Россию и все мои успехи, становление связаны с этой землёй, с этими людьми и этим людям я хочу сделать подарок, создать музей. Я вас очень люблю, как художника и хотел, чтобы в моём музее был хоть какой-нибудь ваш набросок или хотя-бы этюд. Художники начинают размышлять, думать, говорить, какой вы интересный человек, все бы были такие и некоторые не только этюд, а картины дарили, такие добрейшие души люди были.

Я привёз, в Константиновск, прилично - ящиков наверное десять картин и ещё выпросил в подвале Академии художеств памятник Чайковскому, сделанный из глыбы мрамора, весом тонны полторы. Я хотел его поставить перед входом в музыкальную школу. Во Дворце культуры я организовал картинную галерею. А под художественную школу выделили помещении Детского дома, где я начинал свою жизнь. Все об этом заговорили, стали писать в газетах и я окрылённый успехом, ещё три ящика картин на каникулах привёз. Тогда райком партии поддержал инициативу и возглавил эту работу.

Первым приехал посмотреть мою картинную галерею Закруткин, ему понравилось и он захотел сделать такой музей у себя. Потом с Закруткиным приехало много писателей, поэтов. Я был потрясён, смотрю, стоит в этой группе знакомое до ужаса лицо - Михаил Александрович Шолохов и он первый сказал, что это дело серьёзное, что это надо приветствовать и надо всем нам об этом подумать, дорогие мои коллеги. Вот Юрий Тимофеевич, назвал меня по имени отчеству, молодец, любит свою землю, своих земляков и смог организовать такое нужное дело.

Когда закончились хвалебные речи, меня под ручку взял Анатолий Вениаминович Калинин и мы с ним познакомились. Он таким дотошным зрителем был, всё расспрашивал, - а это что, а это как, а как Юрий Тимофеевич понимать гравюру, чем она отличается от рисунка, как технически она выполняется, да, вот, надо бы, прислушаться к Михаилу Александровичу. А как Вы думаете, вот в Пухляковке, правда там деревня, но мне бы, с удовольствиям, тоже захотелось такой музей сделать.

- Давайте сделаем, я Вам помогу, - ответил я.

Ещё учась в академии, я попросил своего профессора Андрея Андреевича Мыльникова, чтобы он познакомил меня с чиновниками, которые ведают культурой. Он сказал, что намечается заседание Президиума академии художеств, там будет Министр культуры Е.А. Фурцева, Президент академии художеств, а так же и другие ответственные работники, готовься.

На заседании Президиума, я обратился за помощью в организации музея к самой Е.А. Фурцевой, она поддержала и вручила мне письмо-распоряжение, в котором рекомендовала всем к кому я обращусь по этому вопросу, оказывать помощь. И я привёз ещё четыре рефрижератора картин, рисунков, гравюр, скульптур, а на каникулах сам делал рамы, натягивал на подрамники. По всей станице расставили скульптуры, а картинную галерею во Дворце культуры дополнил новыми произведениями, но места для всех картин не хватило и я позвонил Анатолию Вениаминовичу и спросил,

- Вы хотели организовать музей.

Он, - да, я уже собрал несколько картин, мне их списали из музея,- а я говорю, - если будет желание, то и я Вам могу для музея передать несколько экспонатов.

Он приехал, взял семь-восемь полотен, поблагодарил и увёз с собой. Через некоторое время, я приехал посмотреть, как организован музей. Анатолий Вениаминович интересовался, как правильно повесить картины, какое должно быть освещение, лучше в один ряд или в два, то есть использовал меня, как профессионального человека. Это было начало его картинной галереи и нашего близкого знакомства.

Он любил стоять на буграх и смотреть на Дон, который олицетворял героическую историю нашего народа, он общался с ним и набирался от него силы. Это благодатное места, где он жил, любил, писал и наслаждался удивительной природой подаренной ему судьбой.

Анатолию Вениаминовичу пришлось пережить тяжёлое время в нашей истории, перестройку, распад Советского Союза, обнищание людей и расслоение общества. Но он никогда не отказывался ни от того что сделал в литературе, ни от своих земляков, ни от своих взглядов, ни от своего партийного билета.Вот такой был человек Анатолий Вениаминович Калинин.

Я благодарен судьбе, что мне пришлось встретиться с этим замечательным человеком - Анатолием Вениаминовичем Калининым.

Мы встретились с Натальей Анатольевной Калининой, дочерью Анатолия Вениаминовича и поинтересовались, как он относился к проводимым реформам в нашей стране?

- По началу, он воспринял перестройку положительно, понимая, что действительно, в нашей стране, нужно что-то менять, а потом понял, что Горбачёв клоун, причём злой клоун. Вот это высказывание, я помню очень хорошо. Он очень быстро понял, что этот человек продался западу.

Первый удар был нанесён по виноградникам под видом борьбы с пьянством. Отец это воспринял болезненно, виноградники была его страсть. Он знал все исконно донские сорта винограда, а так же те, которые казаки привозили из Франции и других мест. У нас был прекрасный сад, насчитывающий более 60-ти кустов. В защиту виноградников он писал в «Правде», в других газетах, отстаивал своё мнение в администрациях. Это был просто ад вандализма.

Я помню он сидел и плакал от своей беспомощности. Но у нас виноградники пострадали меньше, чем в других районах, потому что Калинин боролся, сколько было сил и это дало определённый результат.

Потом началась кампания оптимизации, которая предполагала закрытие организаций или их объединение в более крупные. Калинину и здесь пришлось бороться. И многое удалось сохранить, что, в своё время, он создал для своих земляков.

Могу сказать, что водопровод и газ у нас работают. В 1946 году, когда он сюда приехал, здесь ведь даже света никогда не было, ничего не было. Он установил линию электропередач, тогда ему помог, помню, генерал Конинский. А он сам таскал брёвна, устанавливал столбы - всё это до сих пор работает.

Картинная галерея продолжает работать, которую Калинин создал в 1976, если не ошибаюсь, она всё время пополняется. Мы сохранили амбулаторию, в которой постоянно оказывает медицинскую помощь врач.

Почту, сберкассу тоже хотели закрыть, но мы их сохранили и они работают. Техникум, который существует с 1905 года пытались закрыть — но он работает. Калинин создал этнографический музей донского казачества.

К сожалению, не удалось отстоять школу искусств, музыкальную школу, проработавшую более 7 лет, их закрыли - это меня угнетает.

Я стараюсь продолжать дело отца и сохранить то, что он оставил после себя. Всегда борюсь за справедливость и каждый раз вступаю в бой, если что-то хотят закрыть или ухудшить и так не лёгкую жизнь моих земляков.

Анатолий Вениаминович Калинин в разные годы


Этнографический музей


Дом, где жил и работал А.В.Калинин


Памятник в г. Ростове-на-Дону на Пушкинской улице


Могила А.В.Калинина на территории его усадьбы

Мы не преследовали цель раскрыть всю многогранную и не простую личность Анатолия Вениаминовича, а рассказали лишь о том, что вспомнили люди знавшие его лично.

Он жил в сложные 30-е годы, был военным корреспондентом на фронтах Великой Отечественной войны, имел боевые награды, уволился в звании майора, у него огромное литературное наследие, но об этом уже много написано.

Нам хочется поднять другую тему - нравственную. Село, куда он приехал, влачило жалкое существование. Он приложил все свои знания, силы, средства, весь свой талант, чтобы улучшить жизнь земляков.

В то время не было принято ходить в церковь и там просить помощи. В этом забытом хуторе, пухляковцы со всеми бедами шли к Калинину и он с помощью своего авторитета, как мог бескорыстно помогал им.

Сейчас, для развития Пухляковки нужны средства, а их можно получить развивая туристический бизнес, а единственное, что может способствовать привлечению туристов — это возможность соприкоснуться с литературным наследием Калинина и с его делами.

Земляки, родственники делают для Калинина, что могут, но мне кажется — это задача государственного масштаба, нужны серьёзные средства, чтобы дело Калинина поддержать и развивать.

То, что сделано Калининым — это не только возможность привлекать финансы, но на его жизненном примере бескорыстному служению стране необходимо воспитывать молодёжь.

Сейчас жизнь изменилась. Нас переформатировали, никто не будет бескорыстно что-то делать, каждый сам за себя и государство этому способствует.

Да и политика у государства не та и не те герои, кому воздаётся должное в нашей стране.

Коррупция, казнокрадство, воровство, безмерное накопительство, поклонение, так называемому «цивилизованному» миру, который, кстати, хочет нас уничтожить, двойное гражданство и многое другое, вот основные достоинства нынешних героев и примеры для подражания молодёжи, а нынешнее руководство страны эти человеческие пороки до сиг пор победить не может.

Но придёт время, когда власть держащие поймут, что с такими героями можно и страну потерять, если ничего не делать.

И тогда вспомнят о Калинине, Закруткине, Шолохове и других верных сынах нашей Родине, которые своими поступками и бескорыстным примером служению Родине вызывал добрые чувства в народе и были примером для подражания молодёжи.

А. Курзенёв

02.2021г.

Copyright Курзенев А.Н.

© 2021 Copyright rp100.ru

© 2021 Copyright

ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2021

Все права защищены