Художественный салон «Авангард», что на улице М. Горького, 84, весь апрель месяц решил посвятить масштабному циклу выставок картин заметных ростовских художников. Выставки охватывают творчество мастеров изобразительного искусства разных направлений – тут и пейзажи, и исторические полотна, и философские размышления художников, и яркие проявления их отношения к жизни, их мироощущения, настроения, порывы души.

О разнообразии творческих концепций говорят сами названия выставок: «Взрыв мозга» (1.04 - 8.04), «Параллельные миры» (12.04 – 18.04), «Взгляд кошки» (21.04 – 29.04), «Всплеск эмоций» (21.01 – 29.04.2023).

Одним из основных авторов, организатором и куратором цикла выступил ростовский художник Александр Курзенёв. Почти вся экспозиция выставки «Взрыв мозга» состоит из работ этого автора разных лет, в то же время его работы достаточно представлены в экспозициях и других выставок цикла.

По произведениям автора нетрудно проследить, как менялись взгляды Александра Николаевича на окружающую нас действительность, на события минувших лет, как преображался и он сам - стилистически, ментально, человечески, профессионально, наконец.

Александр Курзенёв стал по-настоящему центральной фигурой и движущей силой замечательного цикла выставок картин интересных ростовских художников, творчество которые представлено в художественном салоне «Авангард», ему и слово:

- Я хочу искренне поблагодарить всех художников, которые приняли участие в этом проекте и ответить на главные вопросы. Зачем нужна выставка «Взрыв мозга»? Как появилась эта концепция? Что делать, если мозг не взорвётся?

Ответ на первый вопрос я бы начал с нашей недавней истории, вернее – с новейшей истории нашей страны. Мы все прекрасно помним Михаила Горбачёва, Бориса Ельцина и можем объективно оценить результаты их «правления». Да, все мы уже, казалось бы, «перестроились», «переобулись», их времена, к счастью, миновали, страна сегодня совсем другая, но нам приходится исправлять результаты их правления. Ситуация изменилась, но и ныне люди гибнут, над ними порой издеваются, многое идёт по старому кругу. Поэтому я представляю вашему вниманию выставку, как предостережение, как призыв к тому, чтобы слушать заветы Великих. Иначе, к сожалению, всё может вернуться на круги своя.

А что говорили Великие?

Ещё древнегреческий историк Корнелий Непот говорил: «Хочешь мира – готовься к войне!» или наши классики: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» и «На инвесторов надейся, а сам не плошай!»

Вот, пожалуй, три основных завета, которые, на мой взгляд, должны проходить красной нитью через всю нашу жизнь. Тогда ничего скверного не случится ни с каждым из нас, ни с нашей страной. И выставка «Взрыв мозга» как раз служит напоминанием всем нам о том, что было с нашей Родиной и с нами, и предостережением на будущее, чтобы подобное не повторилось.

Если вернуться в день сегодняшний, то мне бы не хотелось, чтоб по окончании специальной военной операции наша «элита» вновь присягала Западу, целуя его при каждой возможности в разные места за то, чтобы они здоровались с ними и проявляли лживое уважение. Теперь очевидно, что там нас не любят, да просто ненавидят. За то, что у нас огромная страна, неисчерпаемые ресурсы, талантливые люди – у нас есть всё, чего нет у них. Столетиями их населению внушают, что русские – это нелюди, варвары, что мы ничего не умеем, а всё самое лучшее делается на Западе.

Несколько десятилетий это внушали и нам самим. На телевидении и в газетах, журналах выступали только ангажированные политологи, политиканы, якобы «лидеры общественного мнения», поливая грязью нашу страну. И многие из нас оказались под влиянием их «проповедей». Да что скрывать, и я, в том числе, не избежал этой участи, во многом наивно поверив им. Словом, побудительным мотивом организации выставки «Взрыв мозга» для меня стало напоминание о тех смутных временах и предупреждение о том, чтобы они не повторились. Именно поэтому я и напомнил о заветах Великих.

Что касается рождения концепции выставки, то вновь обращусь немного назад, в 1987 год, когда наша страна собиралась отмечать 70-летие Советской власти. Все творческие люди тогда так или иначе обращались к истории, я тоже писал картины, посвящённые событиям Гражданской войны. Тогда погибли миллионы людей. Но когда обращаешься к судьбе каждого конкретного человека, к тому, что он пережил, что пережили его родные и близкие, как все они выжили или погибли, это по-настоящему цепляет, не может не зацепить. Так родилась, например, картина о донских боевых дружинах, которые создавались в те тяжелейшие годы.

В 1987 году Михаил Горбачёв вовсю провозглашает и внедряет в наши умы перестройку, гласность, рыночные отношения. При этом с экранов телевидения нашу историю, наш народ поливают грязью. И мы даже этому верим. Это сейчас мы многое переосмыслили, многие идеологические технологии нам стали отчётливо видны и понятны. Тогда было по-другому, тогда нас небезуспешно пытались загнать в один идеологический лагерь, выдавали якобы «рассекреченную» информацию. Например, опубликовали факты выхода войск барона Врангеля из Крыма, когда его сподвижники и подчинённые, дабы сэкономить патроны, привязывали к ногам красноармейцев камни и со связанными руками и ногами топили их в море. Там было не очень глубоко, и ныряльщики могли видеть лес утопленников, волосы и одежда которых слегка шевелилась под воздействием течения, и казалось, что они живые. Некоторые ныряльщики от всего увиденного сходили с ума!

Эта информация произвела на меня колоссальное впечатление. Я задавал себе вопрос: почему белогвардейцы поступили так жестоко, так негуманно? И не находил ответа. Под воздействием этих жутких эмоций тогда мной была написана одна из картин серии о гражданской войне, которую я назвал «На дне», страшное по своей сути полотно. Я долго думал, стоит ли его показывать широкой публике? Носил всё это в себе. Но потом всё-таки решил – стоит!

Продолжая работать над этой тематикой, я решил написать Реквием, благо материала собралось достаточно. Но поймал себя на мысли, что Реквием пишут, подводя некие итоги. А в тот период я не собирался что-либо подводить.

Однако жизнь сложилась по-другому. Страна развалилась, я несколько изменил направление своей деятельности, позже ушёл в журналистику, публицистику, стал искать людей-созидателей, людей-творцов. Так появилась концепция «Взрыв мозга». Я расширил свой взгляд, пристально вглядываясь не только в нашу страну, но во всю нашу цивилизацию.

Скажем, когда-то существовала Атлантида - мощнейшая империя, погибшая по неизвестным доселе причинам. И мне захотелось донести до людей, что наш мир очень хрупок, и его нужно беречь.

Так что же будет, если «мозг не взорвётся», попробуем ответить на следующий вопрос.

Мы знаем, что если в первом действии спектакля на стене висит ружьё, то во втором действии оно обязательно должно выстрелить. Вернувшись же к повседневности, с прискорбием скажу, что сегодня всех нас сделали потребителями. В сознание молодёжи подспудно внедряется, что не нужно ни работать, ни учиться, надо потреблять. Надо знать, где расположены бутики, автосалоны, где продаются смартфоны последней модели. Вам удалось это приобрести, значит, ваша жизнь состоялась. А говорить о каком-то сострадании вообще нет никакого смысла. Доходит до того, что люди с упоением снимают на телефон несчастные случаи с жертвами и выкладывают видеозапись в сеть, чтобы получить побольше лайков. Какой уж тут «взрыв мозга», когда нет элементарного сострадания к ближнему. Понятно, что многим из подобных людей не до созерцания картин и раздумий. Но руки опускать нельзя. И за них надо бороться до последнего!

«Взрыв мозга» - это, конечно же, аллегория, которая служит тому, чтобы наиболее эффектно продемонстрировать замысел художника и вызвать сострадание к людям, отдавшим жизнь за свою страну.

Следующая концепция выставки, которая будет показана называется «Параллельные миры», она демонстрирует, что мы в этой вселенной живём не одни, что параллельно существуют и другие цивилизации, которые мы не всегда видим и зачастую даже не пересекаемся с ними. Но любая сложная система порой даёт сбои, и мы видим миражи, неопознанные летающие объекты или нечто подобное. И главная цель выставки – художественными средствами показать пересечение различных миров, их взаимопроникновение.

После этой выставки мы покажем другую творческую концепцию под названием «Взгляд кошки». Художники любят говорить о своём творчестве: «Я так вижу, так чувствую, это мой почерк…», что не всегда понятно зрителям. А я предлагаю посмотреть на наш мир глазами…кошки. Ведь как видит кошка нам до конца не понятно. Очевидно лишь, что не как мы, люди. Представьте себе, что вы входите в незнакомое тёмное помещение, и мозг пока не осознаёт, что в нём находится, какие предметы. Видны лишь какие-то пятна, тени. Но когда осознание приходит, вы понимаете, что там стул, стол, там труба, дверь. Наш мозг воспринимает окружающий нас мир и отдельные предметы, исходя из их функционального назначения. А кошка функционального назначения некоторых предметов не понимает либо понимает по-своему. Мышь и птица для неё еда, кресло – удобное место для лежанки или трамплин для запрыгивания на стол. Она так это и видит. Со временем ученые безусловно определят, как именно смотрит и что видит кошка. И только тогда они смогут увидеть, как развивалась художественная мысль и научные достижения.

А. Молчанов

06.04.2023г.

Copyright Курзенев А.Н. © 2023
Copyright rp100.ru © 2023
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2023
Все права защищены.