Сразу две экспозиции картин, названные «Всплеск эмоций» и «Взгляд кошки», завершают очень интересный апрельский цикл выставок, состоявшийся в художественном салоне РООТСХ «Авангард». Открылся цикл экспозицией «Взрыв мозга», затем были «Параллельные миры». Уже сами названия, как нетрудно заметить, весьма нестандартны и даже в чём-то провокативны. Однако не только и не столько провокативностью названий вызван интерес художественной общественности к апрельским вернисажам салона РООТСХ «Авангард». Творческий поиск и размышления художников на самые разные темы – вот главное, что стоит изучать, во что необходимо внимательно вглядываться.

Автором большинства представленных произведений, организатором и куратором этого цикла выставок стал ростовский художник Александр Курзенёв. Разговор с Александром Николаевичем ещё предстоит позже, а сейчас слово заслуженному работнику культуры РФ, известному искусствоведу Галине Сергеевне Скопцовой:

- На прошедших в апреле в художественном салоне «Авангард» выставках собраны работы разного времени – от 80-х годов минувшего века до нынешних дней. Все они не похожи друг на друга – и по стилистической направленности, и по формальным поискам, и по технике исполнения. Но подкупает в творчестве художников то, что в этих поисках они абсолютно искренни. Работы Александра Курзенёва 80-х годов, например, довольно монументальны. Они несколько плоскостны, без развития в глубину пространства, но имеют глубокое образное начало, раскрывающее значение темы. Скажем, появление в картине изображения газет ассоциируется с работой агитаторов тех лет коллективизации. Чувствуется, что автор писал эти работы, искренне сопереживая своим героям.

Далее можно проследить поиск Александром Николаевичем самого себя, и на этот поиск, безусловно, повлияло прекрасное образование, полученное художником в Кубанском государственном университете на факультете художественной и технической графики у известного живописца Монастырского. Особенно интересным мне видится решение портретов, написанных Александром Курзенёвым. В портретах автор нисколько не льстит моделям, стремится передать их непростой характер, который выражен, в том числе, и через цветовую гамму. Его студентка энергична, и цветовое решение это только подчёркивает. Совсем иначе он решает характер моделей в других портретах, которые тоже в целом удались. Интересные работы по-разному, но все привлекают внимание.

Интересны и его пейзажи. Александр Николаевич чаще использует локальные цветовые отношения, но есть и более тональная проработка, ёмко раскрывающая красоту донского пейзажа.

Словом, поиски, задумки художника весьма разнообразны. Он не навязывает зрителю свои решения, и хотя название «Взрыв мозга» поначалу слегка шокирует, но затем понимаешь, чем оно вызвано. Всякий настоящий художник очень чувствителен и душевно раним, поэтому его представления о тех или иных фактах истории подчас производят взрыв не столько в мозгу, сколько в его душе. И именно глубоко душевное восприятие многих сюжетов характерно творчеству художника Александра Курзенёва. Поэтому я хочу поздравить его с тем, что он, наконец, собрался и сделал такую большую и цикличную выставку в художественном салоне РООТСХ «Авангард», который внёс в это нелёгкое дело свою огромную лепту. Хочу отметить очень хорошую развеску картин, которая делает акцент на нужных работах и даёт возможность художникам показать себя наиболее ярко.

Директор выставочного салона РООТСХ «Авангард» Вячеслав Филонов:

- Галина Сергеевна права, была проведена огромная продуктивная работа. Когда Александр Курзенёв только её начинал, мы с ним серьёзно обсуждали концепцию выставок, количество картин и т.д. В результате число представленных работ выросло многократно. Нам удалось удачно показать «цветовые пятна», которые гармонично дружат между собой.

Концепции Александра Николаевича успешно поддержали и работы других художников, а в планах на следующий год расширение числа участников. Видимо, в апреле будущего года состоится «вторая серия» вернисажа Александра Курзенёва и его единомышленников. Будем с нетерпением ждать…

Автор, организатор и куратор цикла выставок художник Александр Курзенёв:

- Сегодняшняя выставка завершает целый цикл наших концепций.

«Взгляд кошки» и «Всплеск эмоций» - откуда взялись эти темы?

В какой-то момент времени я начал работать, скажем так, не совсем реалистично. У моих друзей, у зрителей стали возникать вопросы: почему это написано так, а не этак? Я пытался объяснить им это своим творческим поиском, своим видением, индивидуальностью. Однако людям моих объяснений было недостаточно. Профессионалам было всё понятно, они ведь прекрасно знают, что развитие искусства идёт определёнными этапами. А человеку далёкому от истории искусства многое не ясно. И это естественно, так и должно быть, ничего страшного в этом нет.

И для того, чтобы доходчиво объяснить этим людям своё творчество определённого периода, я сказал, что это… взгляд кошки. Ведь художник, обладающий богатым воображением, может представить себе, каким видит окружающее пространство кошка. И изобразить это. В какой-то степени, моё объяснение оказалось достаточным, и началась дискуссия, люди включились в процесс, им стало интересно.

При открытии первой концепции цикла выставок я уже приводил пример, когда человек, попадающий в незнакомую комнату, поначалу видит лишь какие-то пятна, линии, объёмы. И лишь потом, когда его мозг начинает понимать, что происходит, начинает узнавать предметы, картина для человека проясняется, всё становится на свои места. Те есть, человек воспринимает окружающий мир функционально, исходя из того, чему служит тот или иной предмет. В свою очередь, и животные воспринимают окружающий мир функционально, но функции предметов для животных и людей разные. Например, человек наслаждается полётом и пением птиц, а для кошки они – это просто еда.

Я это к тому, что человек может пробовать посмотреть на творчество художника другими глазами. Как художник пытается смотреть на мир глазами кошки. У каждого зрителя, конечно, разный взгляд на то или иное произведение, разное мнение о нём. Но почему именно глазами кошки я пытаюсь взглянуть на наш мир?

Во-первых, кошка приучила нас к себе, а не наоборот. Иногда она нас даже лечит, почти всегда не агрессивна и не вызывает в нас страха. Взгляда собаки или тигра мы побаиваемся, а кошки нет. Вот этим взглядом я и предлагаю посмотреть…

Далее о «Всплеске эмоций». Человек представляет собой сгусток эмоций. Он может радоваться и грустить, любить и ненавидеть, может даже убить кого-то в состоянии стресса либо аффекта – богатая гамма чувств! Животные тоже обладают чувствами, эмоциями, но предназначены они в основном для двух целей – добывание пищи и сохранение собственной жизни.

Импрессионисты, скажем, Клод Моне могли писать один и тот же пейзаж десятки раз. И они, их картины, получались разными, в зависимости от погоды, от времени дня, года, от состояния и настроения художника. Они писали состояние природы в данный момент времени, в тот момент это было прогрессивно. Я пишу не состояние природы в данный момент времени, а пишу эмоции, которые природа, люди, предметы оказали на меня. Вот в этом и состоит идея концепции.

А. Молчанов

05.04.2024г.

Copyright Курзенев А.Н. © 2024
Copyright rp100.ru © 2024
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2024
Все права защищены.