Общероссийский прокат фильма «Про Рок» весьма успешно для документальной ленты стартовал в конце ноября минувшего года, и теперь, дабы обсудить картину, в Ростов прибыл режиссёр фильма Евгений Григорьев – член Правления Союза Кинематографистов России, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения.

А снятый два года назад этим молодым, но уже известным и признанным кинематографистом фильм о нашем городе «Напротив Левого берега», стал триумфатором ростовского международного кинофестиваля BRIDGE of ARTS, получил за эти годы около тридцати престижных премий национальных и иностранным кинофорумов.

Правда ведь приятно, когда действие картины проходит на фоне пейзажей вашего родного города. А когда это фильм документальный, неожиданно креативный, и главные его герои – ваши земляки, это интересно вдвойне.

Особенность кинофильма «Напротив Левого берега» состоит в том, что сюжеты о своём родном городе снимали его жители – совсем молодые люди без специального кинематографического образования, которые сами выбирали героев повествования, раскрывали их истории – сами писали «Код города». Именно так называется организованная режиссёром в 2013 году творческая лаборатория и одноименный проект, в рамках которого и был снят фильм о необычных людях и потаённой душе Ростова.

Спустя два года, показ фильма «Напротив Левого берега» вызвал новые, теперь уже более осмысленные эмоции, а встреча с повзрослевшими авторами сюжетов и с талантливым кинорежиссёром и телеведущим Евгением Григорьевым превратилась в весьма интересную дискуссию:

- Евгений Александрович, все ли коды Ростова, его краски удалось раскрыть в фильме?

- К сожалению, не получилось рассказать про ростовских раков, не удалось передать летнюю жару…

Один из самых ярких образов Ростова для меня это - «капель», когда южное нестерпимо раскалённое солнце стоит в зените, а кругом капают кондиционеры. Многие визуальные образы не вошли в картину, но это нормально. Ребята описали только кусочек ДНК своего родного города, однако сделали портрет Ростова живым, актуальным и очень личным.

- Почему вы назвали фильм «Напротив Левого берега», ведь Ростов един на обоих берегах?

- В России есть всего несколько городов, в названии которых фигурирует река. Очевидно, она имеет для города решающее значение. Но со стороны города, со своего правого берега Дон закован в гранит, поэтому не является тем, с чем можно непосредственно соприкоснуться. И для того, чтобы это сделать, надо перебраться на его левый берег и уже оттуда наблюдать за городом. Вот мы и смотрим на Ростов несколько отстранённо, потому что кино – это всё равно отстранение. Кроме всего прочего, все в тот момент съёмок очень переживали за левый берег Дона в связи с развернувшимся там грандиозным строительством к Чемпионату Мира по футболу.

- В насколько жёстких условиях находились ребята, авторы сюжетов?

- Наша мастерская – не классический вуз, где педагоги из ложечки кормят знаниями своих подопечных. Мы не «обогревали Космос», мы обогревали живых людей, которые демонстрировали свою увлечённость и желание что-то сделать, творчески самовыразиться. У нас не было ценза, за исключением двух вещей: первое - материал должен был иметь художественную ценность и второе - каждый сюжет, вошедший в картину, должен быть верифицирован автором. То есть у автора всегда был выбор – либо новелла остаётся в фильме в смонтированном нами варианте, либо автор использует весь отснятый материал по своему усмотрению, но тогда сюжет не попадает в нашу картину.

- После просмотра вашего нового фильма «Про Рок» выходишь с ощущением, что в нынешнем времени нет героев. А «Напротив Левого берега» рождает совсем другие ощущения. Какие яркие, светлые черты вы видите в современном поколении, которые позволят ему максимально самореализоваться?

- На мой взгляд, есть две позиции, которые не гарантируют, но повышают шансы достижения человеком желаемого им жизненного результата, успеха: постоянство намерений и структура интересов. Постоянство намерений начинается с мелочей и «собирает» человека ради достижения цели. А структура интересов определяет круг вашего общения. Мы не можем повлиять на курс доллара или стоимость барреля нефти, но мы вправе выбрать тех людей, с кем общаемся, и кто на нас тем или иным образом влияет. Если вы понимаете, с кем хотите взаимодействовать, это формирует ваше время – единственный невозвратный ресурс в этом мире. И когда постоянство намерений разворачивается в сторону структуры ваших интересов – шансы на успех возрастают многократно. Например, для того, чтобы снимать качественное кино, расти в профессии, я ежедневно смотрю не менее двух новых для меня чужих фильма. А для того, чтобы работать по 14 часов в сутки, постоянно делаю комплекс специальных упражнений. Иначе я в свои почти 40 лет просто не «завожусь», голова не работает. Одновременно собираю целые папки материалов по тематике нового фильма, над которым работаю.

Структура намерений и единство интересов не меняются в религии индийских сикхов вот уже более 500 лет. Это, конечно же, нечто другое, чем у меня, но и я ведь не сикх…

- Проект «Код города» будет развиваться и дальше?

- У меня есть ощущение, что проект чуть-чуть опережает время. Мы в нашем российском обществе должны захотеть идентифицировать себя с каким-то местом, объяснить себя себе во времени и пространстве. В Ростове мы нашли людей, которые хотят прояснить эти непростые вопросы для себя. А ведь это лучший способ узнавать свою страну. Я, например, сейчас про Ростов знаю больше, что когда-либо и кто-либо мог бы мне рассказать. Потому что у меня были ПРОВОДНИКИ в лице ребят и их героев.

Мы попытались сделать нечто подобное в Красноярске – не получилось, сейчас хотим снимать в моём родном Екатеринбурге. Не знаю, что из этого выйдет.

Проект начался и впервые был реализован в маленьком городе Первоуральск Свердловской области. Никогда «Код города» не может быть осуществлён без людей, которые в нём живут. Но сегодня ни общество, ни власть, ни бизнес пока интереса не проявляют. Кажется, всех устраивает, что в России есть два главных знаковых города – Москва и Санкт-Петербург, и ещё «какие-то города». А на самом деле города все разные, удивительные, интересные. И если уж говорить про какой-то подлинный патриотизм – это то, чем интересуешься, на что тратишь время, во что вкладываешь ресурсы. И получаешь что-то очень важное от этого, понимая – почему я здесь живу, почему именно здесь жили мои предки. Что вообще мы делаем на этой территории, на нашей земле, где жилище надо отапливать 9 месяцев в году, а не кайфуем на Кипре.

Главный замысел проекта «Код города» сформулирован вполне внятно: мы хотим, чтобы талантливые молодые ребята попробовали снять свои личные, волнующие их истории в декорациях родного города. Одновременно мы снимаем, как это у них получается. Или НЕ получается. Получается – хорошо, не получается – для кино ещё лучше! Мы не могли проиграть и не проиграли.

- Евгений Александрович, а в других городах людям интересно смотреть кино про Ростов?

- Это же не научно-популярное кино, где мы демонстрируем достопримечательности и красоты Ростова. Мы делаем не википедию, а эмоциональный портрет города. А эмоции, которые исходят с экрана, проблемы, которые существуют, имеют общечеловеческий характер. Когда человек выходит после сеанса, скажем, в городе Тавда, где я родился, он начинает задумываться: а что я могу рассказать о своём городе? Он пытается собрать в своей голове всё, что знает и понимает, что не знает НИЧЕГО. Тогда зритель начинает думать, и это уже внутренняя работа, которую сложно переоценить.

Мы делаем эту работу для кинозала, для зрителя, потому что в данном случае неважно, что происходит на экране, главное – что происходит в зале. Зал дышит, эмоции витают в воздухе, даже IQ зрителей при коллективном просмотре, говорят, повышается. Всё как и в театре.

- А кто поддерживает ваши физические и творческие силы, ведь затраты их немалые?

- Я беру силы в своём окружении. Сейчас я делаю картину вместе с Андреем Сергеевичем Кончаловским, которому 80 (!) лет. Одновременно он монтирует фильм, который снял в рудниках Италии про Микеланджело, ведёт курс в ГИТИСе, ставит оперу и полнометражный неигровой фильм. И когда мне тяжело, я думаю об этом. У мастера моего курса в Школе-студии МХТ вашего земляка Кирилла Серебренникова (до того момента, пока творческий процесс не был прерван) в работе одновременно было пять(!) сложнейших проектов. Спустя 18 лет я вновь вернулся на ТВ, где ко мне в программу «Наблюдатель» на телеканале «Культура» приходят люди с совершенно удивительной жизненной позицией. И это всегда заражает. Я формирую своё окружение, которое меня же и поддерживает.

И конечно, есть мама, семья, сын…

И всё же, видимо, надо нанимать тренера по отдыху, мне неумехе в этом плане трудно.

- Можно ли, Евгений Александрович, сегодня заработать на неигровом кино?

- Документалистикой заработать невозможно, это очевидно. И нет никаких иллюзий на этот счёт. Можно попытаться вернуть какое-то количество денег, но время и силы не вернёшь.

В этих предлагаемых обстоятельствах важно ответить себе на вопрос: ты это делаешь ради чего?

Для меня неигровое кино – это способ проживания моей жизни. У меня нет страсти к наживе, как говорится, в гробу карманов нет. А на жизнь я зарабатываю другими проектами: ставлю церемонии открытия-закрытия кинофестивалей, премий, снимаю рекламу, работаю на телевидении. Словом, используя свою компетенцию, приношу пользу более состоятельным с точки зрения экономики проектам.

Поверьте, не деньгами мерится успех, в том числе жизненный и профессиональный. Он мерится дверями, которые тебе открывает картина, людьми, которых она тебе дарит, и по-настоящему удивительными эмоциями.

Соавторы, молодые кинематографисты

Беседовал Александр Молчанов

27.01.2018

Григорьев начал большую творческую карьеру в двадцать с небольшим лет. Он снял фильм «Лёха онлайн» о пареньке из забытой богом деревушки, который вовлечен в современную жизнь и без интернета.

Фильм в 2001 году завоевал множество наград: приз «За лучший дебют» XII фестиваля неигрового кино «Россия» (Екатеринбург 2001), приз студенческого жюри «За лучший фильм ВГИК 2001 года» XXI Международного фестиваля ВГИК, диплом жюри XXI Международного фестиваля ВГИК, специальный приз спонсоров XXI Международного фестиваля ВГИК, диплом «За экранное воплощение любви к герою» IX конкурса студенческих и дебютных фильмов на соискание национальных премий «Св. Анны» 2002, основной приз форума молодого кино «Дебют-кинотавр» 2002 г — Приз кинофестиваля Кинотавр в Сочи «За лучший документальный фильм», специальный приз жюри МКФ «Флаэртиана» (Пермь, 2002), приз «За лучший короткометражный документальный фильм» МКФ «Послание к человеку» (С-Петербург, 2002).

Далее творческий путь талантливого документалиста шел только на восхождение. Ему довелось поработать с лучшими отечественными мастерами своего жанра.

Подробнее:

Copyright Курзенев А.Н. © 2018
Copyright rp100.ru © 2018
Все права защищены.