Фото А. Барабашова

Народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий, генерал-майор внутренней службы, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского…

Многочисленные регалии Виктора Елисеева – художественного руководителя и главного дирижёра Академического ансамбля песни и пляски Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) – можно перечислять очень долго. Виктор Петрович работает в коллективе, который ныне отмечает своё 45-летие, со дня его основания. А с 1985 года возглавляет этот музыкальный ансамбль, которому в 1993 году было присвоено высокое звание - Академический.

Перед концертом коллектива в Ростове В.П. Елисеев ответил на вопросы «РП»:

- Виктор Петрович, вместе с коллективом вы за эти долгие годы прошли большой сложный путь…

- В нашей балетной группе сменилось уже три поколения исполнителей, в хоре – два, наверное. Сегодня коллектив насчитывает 275 человек, из которых артистический состав - это 220 прекрасных профессионалов, в том числе Народные и Заслуженные артисты России и наших республик. Трижды коллектив объездил весь Советский Союз и не меньшее количество раз Российскую Федерацию. Сейчас мы как бы проводим новый общероссийский тур, начав с Северного Кавказа и Юга России - уже проехали Махачкалу, Назрань, Майкоп, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Ставрополь, Пятигорск, Краснодар. Пока впечатления самые яркие, интересные и трогательные, зрители принимают наши выступления просто замечательно, очень тепло. Мы специально подготовили несколько музыкальных композиций с местным колоритом, которые прошли на «ура».

Фото Н. Морячкова

- Известно, что коллектив дал более тридцати концертов в Чеченской республике во время боевых действий. Опасно ли это было? Каковы ваши воспоминания о том нелёгком периоде?

- Наверное, было опасно. Мы тогда были помоложе и, честно говоря, не особо думали об опасности. Скажу с гордостью: мы выезжали практически во все горячие точки, и ни один артист никогда не отказался от рискованной поездки. Хотя такая возможность имелась. Наоборот – просились, уговаривали, обижались, когда их не брали, ведь мы обычно ездили малым составом. Помню: откидывались борта армейского грузовика, и кузов становился импровизированной сценой, на которой выступали артисты. Было много раненых, полевые госпитали были переполнены молодыми ребятами. Для тяжелораненых бойцов баянисты играли и пели индивидуально, присаживаясь к постели каждого. Ведь страдающим ребятам в этот момент было очень важно почувствовать теплоту, заботу и нашу поддержку. Тяжело осознавать, что в мирное время гибнут и получают тяжкие увечья такие же как ты люди, россияне. К сожалению, погибло несколько и моих личных друзей, которых теперь уж не вернуть.

Однажды мы должны были перелететь на «вертушке» из Грозного в Ханкалу. Лететь недолго, минут двадцать, но пилот нас «предупредил»: «если будут с земли стрелять, не двигайтесь, не паникуйте, не раскачивайте вертолёт…»

В полёте мы слышали автоматные очереди, стук пуль по обшивке на излёте. Повторюсь, мы были молодыми и воспринимали всё проще, иначе, нежели теперь.

А ещё помню, как мы, музыканты, ехали как-то под вечер на «Ниве» мимо «зелёнки» в одних кительках, а нас сопровождали в автобусах солдаты в полной экипировке – в бронежилетах, касках, с автоматами наизготовку…

Слава Богу, нам везло.

Однажды мы прибыли на знаменитую площадь «Минутка» в Грозном буквально через два дня после известного боя, когда танки вошли в город. Пока мы двигались по дороге, я насчитал… девятнадцать искореженных танковых башен на обочине.

Однако любое тяжёлое время порождает и креатив. Сколько грандиозных песен принесла нам всем Великая Отечественная война!

В один из приездов на Кавказ мы закупили на свои деньги и привезли бойцам два десятка акустических гитар. Надо было видеть глаза ребят, когда мы вручали им инструменты! В них сквозило такое счастье, которое не заменишь никакими орденами! И родились новые песни…

Вспоминаются наши посиделки с солдатами и офицерами в полевых палатках. Мы пели им песни, а они – нам, порой собственного сочинения. Сердце прямо на разрыв, ведь у нас очень много талантливых людей.

- Давайте перейдём от событий грустных, порой трагических к событиям более позитивным. Возглавляемый вами коллектив выступал в 1988 году перед Папой Римским Иоанном Павлом II. Каковы ваши впечатления от общения с этим великим человеком?

- Начну с того, что это была наша первая командировка в капиталистическую страну, в Италию. С нами тогда поехал выдающийся мастер И.Д.Кобзон. Было запланировано 17 концертов, а в итоге мы дали 54, проехав всю Италию. Иоанн Павел II пригласил ансамбль в свою резиденцию, в Сикстинскую капеллу. Иосиф Давыдович спел в нашем сопровождении «Аве Марию», а наш солист – «Калинку». Папа слушал очень внимательно, и когда исполнялась «Калинка» стал лихо притопывать ногой, о чём на следующее утро рассказывали (и показывали) все мировые СМИ.

Перед тем выступлением Иосиф Кобзон, помнится, остроумно пошутил: «товарищи артисты, я вас убедительно прошу обращаться к Папе Римскому не «Батя» и не «Пахан»…»

По завершении нашего выступления Иоанн Павел II сказал небольшую проникновенную речь на русском языке, каждому пожал руку, освятил. Может, поэтому нас минуют серьёзные невзгоды и есть движение вперёд? Столь же тепло относился к нашему коллективу и Патриарх Алексий II, я награждён двумя орденами Святого Даниила Московского. Совместно с хором храма его имени мы провели 5-часовую службу поминовения этого святого. Очень интересная была работа.

Фото А. Барабашова

- Что вам особенно запомнилось во время многочисленных зарубежных гастролей?

- Командировок за 45 лет было немало. И обязательно возникало что-то смешное, курьёзное, что-то трогало до глубины души, иногда до слёз.

Меня удивил один концерт в Неаполе, в 22-тысячном Дворце спорта. Тогда всех буквально сразила итальянская публика, которая в конце нашего выступления начала скандировать: «Алле-алле-алле!», требуя продолжения. После чего, мы исполнили неаполитанскую песню «О, солле миа!» А когда наш солист взял верхнюю ноту, рёв стоял такой, что впору было взорваться огромному залу. Итальянский импресарио даже расплакался и всё повторял: «Мы сделали это!» Он очень хотел привести в Италию наш коллектив, и наконец, всё случилось. Это незабываемо!

Очень интересным было выступление на стадионе в Сан-Пауло. В тот момент, когда наш солист пел «Бесаме мучо» (что в переводе с испанского означает «Целуй меня сильно»), с дальней трибуны на поле выбежала местная девочка и бросилась ему на шею. Это уникальный момент в жизни артиста!

В Бразилии нам просто не давали уходить со сцены – публика танцевала самбу и пела: «Остановились почему? Почему остановились?» И так на каждом концерте. Специально поэтому я сделал дополнительную 30-минутную коду, чтобы хоть как-то удовлетворить разгорячённых латиноамериканцев.

В Корейской Народно-Демократической республике мы однажды выступали вместе с Иосифом Кобзоном. Обстановка там своеобразная, но народ очень сердечный. Принимали нас там потрясающе! Тогдашний глава северокорейского государства Ким Чен Ир приглашал нас на все банкеты и вечеринки, которые устраивались после концертов. Он обладал колоссальным чувством юмора и абсолютным слухом, блестяще играл на флейте, а когда позволял себе немного выпить, любил говорить по-русски. Более того: он знал многих наших артистов пофамильно, ведь мы были в Северной Корее в общей сложности 15 (!) раз. И как-то он сказал мне: « Ты самый богатый человек - у тебя больше солистов, чем во всей нашей стране».

Иосиф Давидович в первый наш приезд так проникся вниманием Ким Чен Ира, что через переводчика сказал на концерте добрые слова в адрес Великого Руководителя КНДР (как его официально называли), но, видимо, от волнения назвал его Ким Ир Чен. Вроде бы всё прошло незамеченным, однако в конце выступления зал вместо привычного «Кобзон-Кобзон!» стал скандировать: «Козбон-Козбон!»

Кстати, вернувшись домой, Иосиф Давидович за свои деньги приобрёл 50 (!) тульских баянов и отправил в КНДР. А буквально за год в стране был создан потрясающий национальный ансамбль баянистов…

Ким Чен Ир даже называл меня своим личным другом и усаживал на всевозможных банкетах по правую руку от себя. А по левую руку обычно сидел российский посол в КНДР в те годы, Андрей Геннадьевич Карлов, трагически погибший позже в Турции. У меня до сих пор это в голове не укладывается! Он и его жена, Мариночка, не один год были друзьями нашей семьи. Мы были у него в Турции буквально за полгода до трагедии…

- Судя по всему, Украина для вас сегодня закрыта?

- К сожалению, это так. Но российский Крым открыт, и мы с удовольствием пользуемся этой возможностью.

- В вашем репертуаре используется много разноплановых жанров и стилей. Вы стремитесь быть всеядными?

- Мы подходим к репертуару очень тщательно и берём лучшие образцы во всех жанрах. По случаю мне как-то попался сборник старинных русских солдатских песен, на основании которого мы сделали целую концертную программу.

Одновременно мы уделяем огромное внимание пению акапелла. Ведь ещё великий Фёдор Шаляпин когда-то говорил: «Пойду в хор, почищу интонацию». Мы поём много церковных произведений, в том числе написанных Рахманиновым, Танеевым, Василенко, старые русские канты.

В городе Реймсе мы в католическом храме на протяжении полутора часов пели только акапелла православную музыку. Это была удача!

Исполняем мы и хоровые кавер-версии мировых и российских хитов. Подчас они получаются даже интереснее оригиналов. Так, один из наших видеоклипов за неделю в Интернете просмотрели около 10 миллионов (!) зрителей. Это своего рода рекорд!

Коллектив стали всё чаще приглашать на различные теле- и радиоканалы, а в итоге мы получили приглашение выступить на открытии Сочинской Олимпиады-2014. Что тоже не вычеркнешь из памяти.

Мы исполняем некоторые хиты совсем молодых и актуальных сегодня западных звёзд, эстрадную классику, джаз, сопровождаем всё это выступлением нашей высокопрофессиональной балетной группы.

Для чего мы это делаем?

Невозможно привлечь публику, если ансамбль превращается в музей. Архаикой молодёжь на концерты не заманишь. Но, наряду с популярной, востребованной ими музыкой, мы пытаемся привить молодым людям любовь к традиционным красивым песням – народным, казачьим, солдатским, военным – к песням, которые они никогда прежде даже не слышали. Они при этом открывают для себя новый мир исконно народной, корневой музыки, не зная которую, человек живёт обделённым, по-другому относящимся к своим сверстникам, к своей стране, к жизни в целом. Это очень важно!

Фото А. Барабашова

- Виктор Петрович, возможно, вы знаете, что в Ростове выстроена стройная система профессионального музыкального образования: от школы-интерната музыкантских воспитанников и джазовой школы им. Кима Назаретова до Училища Искусств и Консерватории им. С.В. Рахманинова. Есть ли в вашем коллективе воспитанники донской музыкальной школы?

- У нас работает совершенно потрясающий музыкант Дмитрий Свистунов, ваш земляк. Он блестяще играет на саксофоне. Дима приехал к нам из Ростова, получил квартиру, звание прапорщика и успешно трудится. Отличный музыкант и очень хороший человек, мы им очень довольны.

Я вам расскажу один случай, который приключился в Ростове. Мой заместитель, Виктор Григорьевич, тоже родом из вашего города. И когда мы недавно сюда приехали, он, захотев нас удивить и порадовать, повёл в один из ростовских ресторанов. Всех нас там больше всего поразил… директор этого ресторана, который, сев за рояль, стал виртуозно играть. Я бы его сравнил с лучшими эстрадными пианистами страны, такими, скажем, как Левон Оганезов. И потом выяснилось, что они с Дмитрием Свистуновым учились на одном курсе. Этого директора я бы с удовольствием пригласил к себе, в наш коллектив, но теперь он ресторатор, и у него совсем другие заботы.

Я, безусловно, высоко ценю вашу музыкантскую школу, хорошо известную во всей стране.

Фото Н. Морячкова

- Если можно, один личный вопрос. Ваша младшая дочь Варвара родилась, когда старшей, Юлии, уже исполнилось 39 лет. Разница между ними значительная. Как вы сегодня ощущаете себя молодым отцом? Что чувствуете?

- Целого дня не хватит, чтобы я рассказал обо всех своих ощущениях. Скажу лишь: Варе шесть с половиной лет, и она удивительная! Это настоящее, огромное счастье! Простое человеческое счастье…

- Виктор Петрович, каковы дальнейшие гастрольные планы коллектива?

- Мы едем в Москву, где выступим (в Кремле) на 80-летии мэтра песенной поэзии Ильи Резника, на двухлетии Росгвардии, на юбилее геологов, затем на юбилее Владимира Винокура. В апреле мы летим на Камчатку, потом во Владикавказ, совершим тур по городам Поволжья и центральной России. Дальше будут заграничные командировки: в Румынию, Венгрию, Италию, Болгарию и Молдову. Потом летим в Китай и по возвращении (уже в конце года) дадим 25 концертов во Франции.

Работа предстоит напряжённая, но очень интересная. Впрочем, другой у нас и не бывает.

Беседовал Александр Молчанов

20.03.2018 г.

Copyright Курзенев А.Н. © 2018
Copyright rp100.ru © 2018
Все права защищены.