В концертном зале Ростовской государственной филармонии с неизменным вот уже не первый год успехом выступил «Фонограф-Джаз-Бэнд» под управлением Заслуженного артиста России Сергея Жилина. В этот раз коллектив представил ростовской публике яркую новогоднюю программу «Let it Snow».

Маэстро, как обычно, был естественен, виртуозен и остроумен – как в исполнительском искусстве и непринуждённом ведении концерта, так и в последующем общении…

- Сергей Сергеевич, вы как-то назвали новый проект «Голос 60+» своим любимым. Но там прослеживалось явное разделение конкурсантов на профессионалов и крепких любителей. Вы не столкнулись с проблемой разницы в работе с одними и другими? А наставники - в выборе подопечных и судействе?

- Да, мне действительно было очень приятно работать в этом проекте, и я надеюсь, что в следующем сезоне количество программ увеличат. Этот сезон был первым, пробным, так сказать, поэтому выпусков было немного. То, что «Голос 60+» имел такой потрясающий успех, легко объяснимо: он отличался особой душевностью. И, конечно, всех восхищало стремление людей двигаться вперед, совершенствоваться и чему-то учиться, не ограничивая себя возрастными рамками.

Что же касается разделения на профессионалов и любителей, то могу с уверенностью сказать, что подобная ситуация присутствует так или иначе в каждом «Голосе». Более того, все участники абсолютно разные, поэтому работа с ними всегда индивидуальна. Какие бы проблемы ни возникали, мы (оркестр) всегда стремимся со своей стороны оказать им необходимое содействие - кому-то помогаем, под кого-то подстраиваемся.

- Тяжело вам смотреть на переживания детей в проекте «Голос. Дети»?

- Безусловно, это жёсткая и бескомпромиссная программа. Даже тот, кто удачно выступил, расслабиться не может. Следующий выход на сцену должен быть ещё лучше. Участие в этом проекте требует постоянной напряжённой работы над собой и материалом. В противном случае, ты перестаёшь быть интересен. Для участия в «Голосе» нужно максимально собираться и «бить» в одну точку. Отец Моцарта заставлял сына всё время трудиться. Потому он и стал Моцартом.

- А вы в детстве много работали?

- Много, но сейчас понимаю, что недостаточно. Моя бабушка, педагог по скрипке и фортепиано, которая в три года усадила меня за инструмент, всегда говорила: «Занимайся сейчас, потом времени не будет». Она была права.

- Как, на ваш взгляд, влияет на успех (или наоборот) участника проектов «Голос» выбор им своего наставника?

- Все наставники абсолютно разные, у каждого своё видение. Я бы сказал, что в конечном итоге успех в проекте зависит не от выбора того или иного наставника, а от того, насколько участник и наставник совпадут в работе, найдут общий творческий язык. Заранее, не зная человека, это сложно предугадать.

- Творчески одарённых детей немало, но на большую сцену пробивается единицы. Каков секрет успеха? Что вы посоветуете?

- Прежде всего, надо забыть про взлёты раз и навсегда! Любой артист – какого бы уровня он ни был – такой же человек, как мы с вами. И никакая удача ему не будет сопутствовать, если он не будет много и упорно работать. Если рассматривать на моём примере, то взлёта как такового вообще не было – была планомерная работа. И чем более востребованным я становлюсь, тем больше приходится работать. Взлётов не бывает, не стоит на них рассчитывать. На что точно нужно рассчитывать, так это на свои силы и свою работу. Конечно, стандарты образования лучше освоить, а уж потом, вооружённый этими знаниями и навыками, совершенствоваться в том направлении, в котором хочется себя реализовать.

- В августе завершившегося года вы провели школу джаза на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида», который назывался «Лето, джаз, рок-н-ролл». Насколько успешным был этот опыт? И как теперь быть с въездом на Украину?

- Сразу скажу, что на Украину я не собирался и не собираюсь, поэтому вопрос въезда меня не заботит.

Что же касается форума, то это было очень увлекательное мероприятие. Во-первых, такой формат нам был абсолютно не знаком, и мы расширили горизонты своей творческой и образовательной деятельности (уже несколько лет в Москве работает студия эстрадно-джазового искусства «Фонограф»). Во-вторых, и мы как педагоги, и участники нашей «Школы джаза» получили невероятный опыт и заряд эмоций. «Таврида» - это большое полезное приключение! Прежде всего, за счет того, что в нем участвует много совершенно разных ребят с разной степенью подготовленности, но объединенных одним желанием – что-то узнать и чему-то научиться. Подобные мероприятия дают молодым талантам хороший мотивационный толчок, чтобы потом заниматься тем направлением искусства, которое они выбрали.

- Когда-то вы сказали, что ваше будущее спроецировал Раймонд Паулс. Как это получилось?

- Когда мне было 15 лет, я искал себя в академической музыке композиторов-романтиков, только знакомился с эстрадной и джазовой музыкой, пока однажды не попал на телеверсию концерта Раймонда Паулса. Он играл дуэтом рэгтаймы с пианистом из своего оркестра. И когда я его услышал, то понял, что мне нужно развиваться именно в этом направлении.

- Но много позже вы познакомились и подружились…

- Мы познакомились спустя 28 лет, когда готовили совместный концерт Раймонда Паулса и Ильи Резника «Два Маэстро». В этом же концерте мне посчастливилось впервые сыграть с Раймондом Вольдемаровичем дуэтом его знаменитое произведение «Полюбите пианиста». Позже именно нашему оркестру «Фонограф-Симфо-Джаз» Паулс доверил музыкальное сопровождение своего юбилейного концерта в Крокус Сити Холле.

- А это правда, что «Фонограф» выступал на одном из Дней рождения Владимира Путина?

- Действительно, однажды нас пригласили сыграть на Дне его рождения. Выбрали нашу программу «Let it BEatles». И вот мы начали играть, исполнили первую песню, вторую, и вдруг вижу – к нам направляется президент. Я был озадачен: что такое? Мы играем слишком громко? Или надо сейчас остановиться, может, он хочет сказать что-нибудь? Я, честно говоря, не понимал, что мне делать. А он просто подошёл к каждому из нас, пожал руку и сказал «Спасибо». Всем, включая наш технический персонал.

- Как прошли прошлогодние гастроли «Фонографа» в Израиле с программой «Let it BEatles»? И вообще, что значат The Beatles в вашей музыкальной судьбе? Кто из них был вашим кумиром в большей степени?

- Израиль принял нашу программу на «Ура»! Собственно, вряд ли есть в мире место, где не любят «Битлз». Это музыка, на которой выросло не одно поколение. Я с особым восхищением всегда относился к Леннону и Маккартни – их тандем был поистине гениален! Представить только, что большая часть их песен стала хитами на все времена!

Поэтому, когда мы решили сделать эту программу, все сложилось практически само собой. «Let it Beatles» – это не повторение песен «битлов», а наш авторский взгляд на их бессмертное творчество – как с инструментальной, так и с вокальной стороны.

- Вы с детства увлекаетесь спортом. Какими впечатлениями для вас был наполнен 2018 год - год Зимней Олимпиады в Южной Корее и Чемпионата Мира по футболу? Какие эмоции вы получили?

- Признаюсь, что Зимнюю Олимпиаду я не смотрел, а вот за Чемпионатом Мира по футболу следил. Радовался за нашу сборную, безусловно. Обидно было, конечно, что неудачно сложилась игра с Хорватией – я думаю, мы бы могли их обыграть. Кто-то пошутил, что у нашей сборной просто исчерпался лимит везения, но мне кажется, что все испортил первый незабитый с пенальти мяч. В целом же Чемпионат Мира в России показал неожиданную общую картину мирового футбола, когда все традиционно сильные, ведущие сборные команды оперативно отправились домой, и именитые игроки им не помогли. Хотя штрафной удар Рональдо был великолепен!

Думаю, все со мной согласятся, что Чемпионат Мира стал не просто грандиозным спортивным событием для нашей страны, но и настоящим праздником! И стоит отметить, что Россия, как принимающая сторона, показала себя на все 100%.

- Ваша мама (как вы мне рассказывали) родилась в Ростове. Она же вместе с бабушкой долго проживала в Краснодаре. Вы ощущаете в себе южные корни? И в чём это проявляется?

- Моя бабушка была грузинка, так что мои корни еще южнее. Вот только, если честно, я их особо не чувствую. Может быть, они повлияли на темперамент и мою эмоциональность. Мне сложно самому судить о своём характере.

- Сергей Сергеевич, как обустроен ваш дом?

- Если предполагаете, что всё в моём доме подчинено музыке, ошибаетесь. Там даже рояля нет, только клавиши, но к ним я редко подхожу. Продюсер «Голоса» как-то пришёл ко мне домой и обомлел – кругом стоят… телевизоры. Но мне так удобно: могу смотреть из любой точки квартиры, даже из прихожей. И в машине у меня есть телевизор. А инструменты все на работе, где я практически живу. Выхожу оттуда разве что в спортзал. В спортивном зале я выкладываюсь, как на сцене – на все сто.

- Какие ваши любимые джазовые музыканты?

- Оскар Питерсон, Чик Кориа, их много…

- Друзья называют вас «Супержилиным». Вам это льстит?

- Они просто подразумевают под этим мою «многостаночность». Ведь я совмещаю разные направления деятельности – исполнительскую, творческую, административную, организационную, композиторскую, педагогическую…

- В одном из интервью вы сказали, что коллекционируете галстуки. Сколько их у вас?

- Более трёхсот. Для хранения своей коллекции я даже изобрёл оригинальную конструкцию, которая позволяет галстукам находиться в вертикальном положении.

- В какие страны или регионы вы всегда приезжаете с удовольствием?

- В Баварию, там пиво вкусное…

А. Молчанов

Copyright Курзенев А.Н. © 2019

Copyright rp100.ru © 2019

Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2019

Все права защищены.

Похожие материалы:

Гармоничное разнообразие маэстро Сергея Жилина

Биография