Согласно умозаключениям Сергея Шнурова, человек окружён продуктами-брендами созданными искусственно, которые формируют его мировоззрение. Бренды становятся объектами его поклонения, человек одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах.

Образовательные бренды влияют на продвижение по карьере, оздоровительные  на настроение.

Все цели в жизни  успешность, благополучие  человек связывает с брендами

Сергей провозглашает критическое отношение брендреализма к искусству и ко всему, что порождено современными технологиями. По его мнению, искусство не должно быть красиво, не должно нести ни добра, ни зла.

Шнурову интересен голый бренд. Он считает, что это инструмент, позволяющий формировать совершенно новую реальность, искусственную реальность, которая становится более значимой, чем реальные вещи. Его концепция может быть прослежена по экспонатам выставки. Они не разваливаются, это достаточно устойчивая выставка.

Лёгкое похмелье

На выставке в Ростове-на-Дону представлены работы, которые основываются на идеях лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова. Все эти экспонаты – итог реализации его задумок.

Экспонаты выполнены в разных стилях. Это и масло, и коллаж, и оп-арт. Это все выполнено разными людьми. Имена люди, кто это все рисовал, создавал, Шнуров, конечно, называет, но при этом говорит, что он всего лишь генератор идей. Это, строго говоря, одновременно его и не его работы – работы по его идеям. Он понимает живопись, разбирается в ней, даже сам пишет, но здесь, как он утверждает, нет ни одной работы конкретно его кисти, которую он бы красил, лепил, собирал. Только идеи.

Крещенские морозы

Вот на этой картине «Крещенские морозы» фигура полной женщины, показанная очень интересно. Женщину можно показать привлекательно, но Шнуров этого не делает, акцентируя уныло-гиблые черты. Шнуров демонстрирует, что, с одной стороны, крещенское купание это наша национальная черта, часть той реальности, в которой мы существуем, но с другой стороны – это не очень привлекательно. Эпатирующий шаг, но он хотел бы, чтобы на каждый экспонат был ответ со стороны публики. И каждый экспонат достаточно многослоен: кто-то видит так, кто-то по-другому. Можно трактовать по-разному, готового ответа нет.

Белый шум

Работы Шнурова, конечно же, утрирует действительность, подобно тому, как это когда-то делал Высоцкий в своих песнях. Он отражает бренды, которые, к сожалению или не к сожалению, существуют в нашем мире. Где-то кажется, что он смеется, а где-то – что нет. Сам он утверждает, что относится ко всему очень серьезно. Но можно увидеть и противоположное. Где-то он шутит над своим экспонатом, а где-то говорит, чтобы не шутили другие. Вот так называемый «белый шум», когда мы находимся внутри него – нам хорошо, когда он заканчивается – это больно бьет по психике человека, мы начинаем замечаем истинную суть жизни, проблемы вокруг себя.

Кредит

Картина «Кредит» – это лаконичная работа, на которой резинка для денежной пачки показывает, как сжимается наша жизнь.

Картина - «Бутылка водки «Абсолют», в которую заключен портрет великого немецкого философа Гегеля.

Как известно, главная категория философии Гегеля – это абсолют. Дух абсолютен, когда он полон, когда он познал себя полностью. Эту картину можно трактовать как символ ложного познания самого себя через алкоголь, или напротив  как подчеркивание водкой «Абсолют» гегелевского абсолюта. Алкоголь, самопознание, абсолют – наслоение. И блоковская «истина в вине», и пресловутый стакан, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон.

Абсолют

Да и нет

Работа «Да и нет». Мы видим двух молодых людей с совершенно разными образами. Оба с пакетами, и это именно тема шопинга, гонки за модой. И в то же время здесь поставлен вечный вопрос, как выглядит модный человек и чем он отличается от бомжа. У одного из молодых людей мы видим подранные коленки, какие-то торчащие нитки – а другой элегантен, одет в пальто. Вам предлагается выбрать, что более актуально и истинно модно. Зрителю предлагается выбрать, на его усмотрение.

Кубик Мондриана

Работа «Кубик Мондриана», в которой обыгрывается и тема старого бренда, и тема бренда вообще. Пит Мондриан – художник начала ХХ века. Он был известен тем, что рисовал на своих картинах прямоугольники, которые заполнял разными цветами, что, по сути, и составляло всю композицию. Через несколько десятилетий Ив-Сен Лоран использовал идеи Мондриана в своем модельном бизнесе. Здесь мы видим творчество Мондриана, соединенную с еще одним нашим любимым брендом – кубиком Рубика. Все это очень гармонично, на мой взгляд, спаяно.

Работа «Веган». Здесь мы видим вилочку с загнутыми кончиками. На мой взгляд, эта работа представляет собой некий диалог между тем, кто ест и не ест мясо. Тема очень актуальная, обсуждаемая, может быть, она даже надоела зрителям, но все равно она актуальна.

Работа «Любовь и голуби» - она изображает серых голубей на асфальте, где рядом нарисована реклама интим-услуг. С одной стороны, «Любовь и голуби», это наш бренд, символ нашего кинематографа, разобранный на цитатами. С другой стороны реклама и современная технология распространения везде и всюду. Обычное сочетание для современного российского города.

Работа, обыгрывающая недавний бренд – игру Pokemon Go. Мы помним эту недавнюю истерию, когда люди выходили на улицу, ходили в церкви, поднимались по лестницам, чтобы поймать этих виртуальных покемонов, ловили их, не видя ничего вокруг и попадая в разные неприятные ситуации, падая и так далее.

Есть работы, выполненные в виде скриншотов – зафиксированных изображений с экрана телефона или компьютера. Здесь отображены наиболее популярные клипы, набравшие в последнее время самое большое количество просмотров. Это те клипы и песни, с которыми сейчас наиболее тесно ассоциируется творчество Шнура. «Лабутены», «ЗОЖ», «Сумка», «В Питере – пить» и так далее. «Лабутены» - ирония над современной гонкой за модой и попыткой человека быть не тем, кто он есть на самом деле. «Сумка» – здесь показана реальная девушка и та, какой она хотела бы себя видеть. «ЗОЖ» - тоже интересная работа, ведь если мы внимательно послушаем песню, то услышим призыв здраво мыслить и думать своей головой. И даже если мы выбираем ЗОЖ (здоровый образ жизни), модное и вроде бы объективно правильное направление, мы должны не слепо кого-то копировать, а пользоваться своей головой.

Работа «Магнит». С одной стороны мы видим магнит, а с другой – этот магнит одновременно служит крышкой унитаза. Здесь явно обыгрывается тема притяжения. Какие-то предметы притягивают абсолютно нас всех, вне зависимости от культуры, языка статуса и так далее. Именно такая идея очевидно заложена.

Две работы в стиле коллаж. Одна называется «Продлевать будете?», другая – «У барной стойки». Обе работы можно рассматривать как соединение и трактовать как отражение клубной жизни. Клубная жизнь – также достаточно популярная тема. На одной картине мы явно видим бармена и посетителя. На мой взгляд, они как бы спаяны в этом диалоге за барной стойкой.

Времени нет

Работа «Времени нет». Здесь мы, действительно, не видим времени  времени нет. Показывается образ песочных часов и время, которое уходит. Но вместо песка здесь вино, это как бы намек на то, что для любителей злоупотреблять спиртным время особо быстротечно.

Работа «Бегущая строка». Тема не новая – то, что художнику нравится что-то утверждать и что-то отрицать. Мы видим бегущую строку, она даже работает, светится, но она никуда не бежит, то есть не выполняет свою функцию, свою исконную возможность.

Работа «Панасоник» – картина яркая и по-своему оптимистичная, но одновременно и грустная. Здесь показан спортсмен-инвалид с оптимистичной улыбкой и рекламой бренда «Панасоник» на форме. Тема паралимпийцев модная, и производители, понимая это, обращаются к ней, чтобы через нее  рекламировать свои товары.

Работа «Доска – два соска», доска с двумя присосками. Название – игра слов русского языка, а по-суди – ирония над современными модными художниками, которую могут взять самую простую вещь, практически ничего в ней не меняя, поставить на пьедестал и сказать, что это искусство. И все будут восхищаться «шедевром», потому что художник известен и моден.

О выставке

Выставка вызывает противоречивое чувство: с одной стороны, поднимаются проблемы человеческих фобий, с другой стороны показывает трагизм, некорректность ситуации, нелепость, глупость и другие человеческие пороки.

Всё это показано через чрезмерное увлечением раскрученными брендами.

Тема задана и под неё в разных средствах художественного выражения подбираются произведения разных художников, отвечающие художественному замыслу и вкусу Сергея Шнурова.

Практически все работы выполнены профессиональными мастерами.

Обычно художники сами выражают отношение к существующим проблемам через свой стиль работы, почерк, а главное создают произведения, которые были бы узнаваемые.

Обычно для организации выставки озвучивается тема и художники в своих произведениях раскрывают озвученную тему.

Здесь Сергей Шнуров сам озвучил тему, выступил в роли экспертного совета и организатора выставки.

Честь ему и хвала.

Хорошая получилась выставка или плохая судить зрителям.

На мой взгляд в таком формате выставка существовать может.

Другой вопрос для чего и какую задачу решает автор. Лишний раз заявить о себе, быть оригинальным, не как все, выразить свою позицию, разработать индивидуальный стиль, найти свой формат? Или это просто творческий поиск художника.

Хотелось задать этот вопрос Сергею Шнурову.

То, что это новый ход – сомнения нет. Я имею в виду такой творческий ход, когда автор под свою идею подбирает произведения и этой темой заражает других.

Конечно, это не оставит художественную общественность равнодушной. Многие захотят разобраться и выразить своё мнение.

Можно посмотреть, можно поговорить, но не хотелось бы восхищаться произведениями опущенными до уровня унитаза.

Хотелось бы увидеть в раскрытии этой темы произведения культурные, высокохудожественные, которые заставляли задуматься, получить эстетическое наслаждение и не опущенные ниже пояса.

А после посещения этой выставки возникает другая фобия  фобия чувства деградирующего человека, капающегося в низменных пороках человечества.

Хотелось бы чего-то высокого, чистого.

Но сейчас, как говорят «эстеты»: если человечество деградирует, это очень ... модно.

А. Курзенёв

18.03.2018 г.

Copyright Курзенев А.Н. © 2018
Copyright rp100.ru © 2018
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2018
Все права защищены.