Губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров

 

Президентом Российской Федерации провозглашён курс на «инвестиции в человека», а основная задача государственной политики в настоящее время определяется как повышение качества жизни граждан. Безусловно, решение поставленных задач во многом зависит от региональных органов власти, от которых требуется эффективное использование средств федерального бюджета, создание условий для привлечения в регион необходимых инвестиционных ресурсов, разработка региональных программ и многое другое. О том, как решаются эти вопросы на Ставрополье – в одном из самых плодородных и красивейших регионов Юга России, мы беседуем с губернатором Ставропольского края Александром Леонидовичем Черногоровым.

 

 

 

РП: Александр Леонидович, вопрос, который сегодня вызывает наибольший интерес и остаётся до конца не ясен, – пути реализации приоритетных национальных проектов в каждом конкретном регионе нашей страны. Как решаются поставленные Президентом Российской Федерации задачи в Ставропольском крае?

А.Л. Черногоров: Сегодня в крае создана рабочая группа, занимающаяся реализацией национальных проектов на территории Ставрополья. Мы отдаём себе отчёт в том, что от того, насколько инициативно и оперативно сработают подразделения Правительства, во многом зависит успех дела. Скажу о тех подвижках, которые имеются на сегодняшний день в отрасли, пожалуй, самой главной для всех нас – жилищном строительстве.

Министерство ЖКХ, строительства и архитектуры Ставропольского края активно разрабатывает комплексные мероприятия по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». На сегодня уже намечены конкретные объекты и выделены земельные участки с наличием или возможным подведением коммунальной сети.

По программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» планируется замена ветхих тепловых сетей. Подсчитана общая потребность в инвестициях для этих целей. В общей сложности это почти 89 километров теплотрассы.

 

 

Разработаны проекты краевых целевых программ «Обеспечение жильём молодых семей в Ставропольском крае (2006–2008 годы и до 2010 года)» и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Мы участвуем в конкурсе по подпрограммам «Жилище».

В Ставропольском крае полным ходом идёт реализация приоритетного национального проекта в сфере образования. Мы находимся в числе лидеров образовательной модернизации. Но наряду с успехами в этой работе обозначился целый ряд проблем, решение которых зависит от внимания федеральной власти.

 

 

Так, разработка, согласование и подписание государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность всех уровней власти по данному проекту, идёт с задержкой, что ставит под угрозу выполнение мероприятий, заявленных сетевыми графиками. На сегодняшний день не утверждён Правительством Российской Федерации порядок конкурсного отбора лучших учителей, талантливой молодёжи, не определены для регионов квоты по софинансированию приобретения автобусов и учебного оборудования.

России сейчас нужна эффективная социальная политика, направленная на поддержание семьи, ребенка, школы, учителя. Только проявляя заботу об этих ценностях, государство сможет достигнуть достойного уровня в развитии экономики, науки и культуры.

Ставропольский край также делает уверенные шаги по пути реализации национальных проектов «Здравоохранение» и ускоренного развития АПК.

 

 

РП: Касаясь работы агропромышленного комплекса края, не могу не задать вопрос, который волнует сегодня всех селян Ставрополья. В минувшем году хлеборобы Ставропольского края собрали самый большой за всю историю земледелия Ставрополья урожай лучшего по качеству в стране зерна. Однако проблема его реализации остаётся достаточно острой для сельхозтоваропроизводителей края. Какие пути её решения Вы видите?

 

А.Л. Черногоров: Вы затронули чрезвычайно больной для края вопрос, решение которого для нас является стратегически важным. Как человек, выросший в селе и знающий цену нелёгкому труду земледельцев, как профессионал (я ведь и по образованию – «сельхозник») не могу спокойно слышать досужие разговоры о том, что, дескать, надо сокращать зерновой клин, делать реструктуризацию севооборота. Никогда не соглашусь с тем, что проблема производства зерна в крае должна быть сведена к сиюминутной конъюнктуре типа: упали цены на пшеницу – давайте на этом месте посеем подсолнечник и, между прочим, истощим землю на несколько лет. А куда, позвольте узнать, девать кадры хлеборобов, специальную технику?! Ведь речь идёт даже не просто о развитой отрасли, а о жизни людей.

Говорю об этом, а сам вспоминаю те времена, когда Ставрополье гремело на всю страну как край тонкорунного овцеводства. Сегодня в стране это умирающая отрасль, о чём без горечи не может говорить ни один чабан, ни один животновод. Мы вполне отдаём себе отчёт: чтобы повысить цены на зерно, в крае и ЮФО необходимо более активно развивать животноводство, что мы и стараемся делать. На эти нужды в 2005 году ушло 547 тыс. тонн зерна.

В настоящее время именно зерно, его производство создаёт благополучие сотен тысяч людей. Чтобы не быть голословным, приведу цифры. Доля доходов от его реализации вот уже несколько лет составляет более половины всей краевой выручки. Отдача зернового гектара в виде прибыли (которую мы имеем последние три года) обеспечивает стабильное получение не менее 1,3 тыс. рублей при уровне рентабельности 43%. Конечно, это не те доходы, на которые хотелось бы рассчитывать, однако, именно зерно даёт нам возможность развиваться.

В последние годы край получает рекордные урожаи. Валовой сбор в 2005 г. составил 6,9 млн. тонн, 5,7 млн. тонн – пшеницы, в том числе продовольственной – более 4,7 млн. тонн. Многие средства массовой информации не раз уже поднимали шум по поводу излишков, которые якобы скопились у сельхозпроизводителей. Хочу сразу внести ясность. На 20 января 2006 года «в остатке» находилось около 650 тыс. тонн зерна. Это отнюдь не так много. Теперь о том, куда конкретно идёт большой урожай. Ежегодно около 2 млн. тонн расходуется на хозяйственные нужды, 3,3 млн. тонн реализуется по разным каналам, в том числе вывозится за пределы края.

Большие надежды мы связывали с государственными закупочными интервенциями как основным механизмом обеспечения стабильности на зерновом рынке. Для их проведения государство выделило в 2005 году 6,4 млрд. рублей. У нас биржевые торги начались 29 августа и продолжаются по сей день. В государственный интервенционный фонд закуплено 1,66 млн. тонн зерна на сумму 5024 млн. рублей. Вы спросите, достаточно ли это? Конечно, нет. Сравнительно низкий объём закупок не может решительным образом (как этого хотелось бы) повлиять на ценовую зерновую политику, однако, по сравнению с предыдущими годами, изменения есть. За тонну пшеницы 3-го класса уже дают 3100–3200 рублей. Нельзя сбрасывать со счетов то, что у большинства производителей зерна нет опыта участия в такого рода мероприятиях. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на объёмах продаж.

Кроме того, торги начались хоть и раньше обычного, но всё равно поздно. Известно, чтобы оплатить затраты на ГСМ и технику, сельхозтоваропроизводители вынуждены брать немалые кредиты. Платить по счетам приходится, когда хлеб убран с полей. А именно в это время цены на зерно самые бросовые. Вот и вынужден хлебороб выбирать меньшее из двух зол: либо банкротство, либо долговая яма. Правительство края неоднократно обращалось и к Президенту страны, и в Правительство РФ с предложением об изменении сроков проведения и механизма торгов на Юге России. Предлагали проводить закупочные интервенции для сельхозтоваропроизводителей ЮФО не позднее 1 августа, а цены на приобретаемое в государственный фонд зерно определять до начала уборки культур.

Конечно, и сами мы активно ищем рынки сбыта, в том числе за рубежом. За 2005 год Ставропольский край экспортировал около 1 млн. тонн зерна. Большие поставки идут в Азербайджан, Грузию, а также в Сирию, Марокко, Египет, Кипр, Саудовскую Аравию.

 

РП: Александр Леонидович, в 2005 году за успехи в реализации государственной социальной политики Ставрополье было награждено одной из высших общественных наград – орденом «Рубиновый крест». Какие меры позволили добиться относительной стабилизации в социальной сфере?

 

А.Л. Черногоров: Действительно, такой факт имел место. Это случилось 28 апреля прошлого года. В Москве в Храме Христа Спасителя состоялась торжественная церемония вручения ордена с последующим занесением номинантов в «Золотую книгу нации». Это, конечно же, высокая и достойная оценка. Однако я всего лишь принял награду. Над повышением жизненного уровня людей и улучшением качества социальных благ работает вся наша команда, поскольку это одна из главных задач, которую руководство края осуществляет неукоснительно и последовательно. Деятельность Правительства Ставропольского края направлена на восстановление хозяйства и культуры региона, а в конечном счёте – на возрождение России.

 

РП: Правительством Ставропольского края рассматривался вопрос о создании на территории Кавказских Минеральных Вод экономической зоны туристско-рекреационного типа. Принято ли решение по данному вопросу? Расскажите, пожалуйста, о планах руководства края по развитию туризма и дальнейшему благоустройству санаторно-курортной территории.

 

А.Л. Черногоров: В современных условиях создание конкурентоспособного курортно-рекреационного комплекса получает мощный импульс на территории зон особого экономического регулирования. Это первое и стратегически важное условие сохранения потенциала санаторно-курортной сферы и всей индустрии курортного дела. В настоящее время в Государственной Думе уже приняты в первом чтении поправки в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Дополнениями предусматривается порядок создания в стране особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Учитывая значимость для региона Кавказских Минеральных Вод закона об особых экономических зонах, Правительство Ставропольского края активно включилось в работу по его подготовке. Письма с поправками и экономическими обоснованиями направлены в соответствующие подразделения Правительства и Государственную Думу РФ. Правительство СК уже сейчас проводит предварительные рабочие совещания: идёт процесс обучения, осуществляется обмен мнениями и создаётся банк первоочередных инвестиционных проектов туристско-рекреационной направленности.

Дотационный характер края и городов-курортов не позволяет выделять достаточное количество бюджетных средств на благоустройство территорий. В этой связи совместно с Администрацией Кавказских Минеральных Вод мы ведём работу по привлечению в регион дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.

В рамках этой деятельности было проведено переутверждение статуса городов-курортов КМВ, поскольку проект дополнений предполагает создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территориях особо охраняемых курортных регионов федерального значения.

Утверждены положения о городах-курортах и установлены правовые основы определения ежегодной финансовой поддержки развития региона из средств федерального бюджета как расходных обязательств Российской Федерации. Будем надеяться, что дополнительное финансирование из средств федерального бюджета с 2007 года будет обеспечено.

Правительство Ставропольского края профинансировало разработку стратегии комплексного развития региона КМВ на 15 лет.

И в завершение нашей беседы хочу сказать одно: как и в стране, в нашем крае проблем хватает. Но мы работы не боимся. И я по своему уже немалому опыту твёрдо знаю: кто не хочет их решать – ищет причины, а тот, кто хочет, – ищет возможности. Мы из разряда вторых.

 

 

Copyright Курзенев А.Н. © 2006
Copyright rp100.ru © 2006
Все права защищены.