В течение нескольких последних дней апреля 2019 года ростовчане и гости Донской столицы могли наблюдать за процессом создания фрески в реальном времени. Арт-стрит художник из Франции Антуан Мартине (MioSHe) буквально за четыре дня написал 18-метровую фреску в самом центре Ростова, на фасаде здания Института регионоведения и социологии ЮФУ (ул. Пушкинская, 160), назвав своё произведение - «Древо знаний».

Проект успешно продолжил работу «Альянс Франсез – Ростовская область» по развитию культуры и искусства в городском пространстве.

Кто же он, этот французский художник, чья иностранная кисть первой коснулась простенького, но гордого торца вузовского здания? Откуда приехал и кем был приглашён в Ростов?

Антуан Мартине (MioSHe) – стрит-художник и иллюстратор из города Ренн, который ещё в школе начал увлекаться граффити, и поэтому действительно получает наслаждение от росписи стен различных зданий и сооружений. Он работал в команде В2М, рисовал на улицах Нанта. Позже учился в Школе изобразительных искусств Ренна, где стал высококвалифицированным иллюстратором-универсалом. Антуан пробует себя в разных художественных жанрах и направлениях: придумывает этикетки для винных бутылок и обложки для виниловых пластинок, изготавливает афиши и гигантские фрески для культурного центра Antipode или для фестиваля Teenage Kicks. Художник даже провёл мастер-класс для заключённых тюрьмы Vezin в родном Ренне. Работая в разных форматах, MioSHe черпает идеи из своего уникального бестиария – художественного мышления, оперирующего образами.

Организаторами и спонсорами проекта в Ростове выступили: «Альянс Франсез – Ростовская область» при поддержке Французского Института в России, Администрация города Ростова-на-Дону, банк «Центр-Инвест» и ГК «Юг-Руси». А сам Антуан Мартине (MioSHe) вот так рассказал о себе, о своей работе и своих ростовских впечатлениях…

- Я занимаюсь граффити и стрит-артом с 2000 года, что является сегодня моей профессией. Сначала я выполнял классические граффити по ночам, то есть практически занимался… вандализмом. Но с тех пор я помудрел, да и за несанкционированные граффити во Франции предусмотрены солидные штрафы, которые ещё и накапливаются. Думаю, как и в вашей стране.

Родители дали мне возможность ещё с детства самовыражаться с помощью рисования. Я получил академическое образование, с юного возраста меня водили на выставки, что позволило познакомиться с великим изобразительным искусством. Позже я поехал по обмену студентами в Испанию, в Валенсию, а когда вернулся на родину, стал профессионально заниматься живописью. Я начал участвовать в выставках, понемногу учить молодёжь, но выживать за счёт искусства, признАюсь, было нелегко. Я искал свой стиль, много экспериментировал. Большое влияние на меня тогда оказало творчество Иеронима Босха. Работал я и в античном стиле… с элементами приёмов Босха, но с собственным смысловым подтекстом, отвечающим современности. Очень повлияло на меня и творчество мастеров русского авангарда – Малевича, Кандинского…

- А что это за история с мастер-классом для заключённых тюрьмы в Ренне? Как они отнеслись к столь экзотическому приключению?

- Найти взаимоотношения с заключёнными поначалу было непросто. Для меня это было даже сложно физически, потому что многие из них… курили наркотики. Оказалось, что в тюрьме гораздо больше марихуаны, чем в повседневной жизни. Я был очень удивлён, но тюремное начальство смотрело на всё это сквозь пальцы, считая, что это снижает накал атмосферы в местах заключения.

Я вместе с заключёнными рисовал прямо на стене тюрьмы. Нарисованные персонажи как бы проходили сквозь эту стену. Идея была моей. Но реализована она была с помощью местной благотворительной организации. Правда, сфотографировать готовую фреску мне не разрешили, тюрьма всё-таки…

- На зданиях какого назначения, в основном, пишутся фрески? И кто выступает заказчиком?

- Бывают заказы от какого-нибудь учреждения, фирмы или от властей города. Я стараюсь предложить свою идею, но иногда мне предлагается конкретный сюжет. Но в любом случае мне предоставляется определённая свобода творчества. Я рисую на фасадах жилых и общественных зданий, на витринах городского киноцентра, на стенах заводов и торговых центров. Тут нет ограничений.

- Очевидно, существуют и социально значимые проекты?

- Безусловно, я рисовал в двух школах в Ренне, в двух школах в Сан Молло. В течение года давал мастер-классы учащимся в начальной и средней школах, в старших классах.

Меня очень интересуют тема океана, как его спасти? И на эту тему мы с детьми нарисовали в течение года сотни картин. Сделали вместе со школьниками грандиозный коллаж, я был искренне вдохновлён этой работой.

- Существуют ли запретные темы, за которые вы бы не взялись?

- Для меня не существует табу, но я стараюсь никогда не уходить в провокацию. Я всегда стараюсь развивать всё, что связано с природой, с океаном, с экологией. Иногда я говорю и об обществе потребления, однако не педалирую вопросы политики.

- Вы в Ростове уже несколько дней. Много ли у нас в городе плоскостей, где можно было бы вам (или художникам вашего направления) приложить свои усилия?

- Ростов гораздо больше Ренна, где живут примерно 200 тысяч человек. Пространства здесь большие, и точно есть места для художественных граффити. К сожалению, я так был сконцентрирован на своей работе, непрерывно рисуя по 10 часов ежедневно, что не успел толком осмотреть ваш город. Я видел, пожалуй, только дерево, написанное на стене, на углу Нахичеванского переулка и улицы Садовой. Ещё заметил на одной из стен улицы Пушкинской очень милую ламу. Но по большому счёту, я не успел составить определённое впечатление – то ли в Ростове подобного искусства мало, то ли я просто его не видел.

- Трудно ли рисовать на такой высоте?

- Непривычно. Главное, чтобы не было головокружения. Думаю, можно рисовать и выше, просто нужно быть внутренне к этому готовым.

- Вы обычно проводите мастер-классы, применяя баллончики с краской или рисуя кистью и валиком?

- Баллончик гораздо более технологичен и прост, чем кисть, особенно для начинающих. Но главным для меня является не техника исполнения произведений, а сюжет. Это важнее.

- Как и кем была организована ваша поездка в Ростов?

- Идея нарисовать «Древо знаний» принадлежит мне. Мне было предложено несколько стен, которые соответствовали техническим параметрам. Этим (подбором поверхностей) занимались «Альянс Франсез» и Администрация города Ростова-на-Дону. Я выбрал стену университетского здания, которая показалась мне идеальной. Потом был процесс согласования эскизов. И вот я здесь…

Для меня очень важно всегда рассказать историю с помощью рисунка на стене, который будет тесно взаимосвязан с окружающей обстановкой. В данном случае, история рисунка связана с университетом, с получением знаний в его стенах. Ветки дерева, его цветы, лепестки разнообразны, как разнообразны знания, предметы, которые здесь изучаются. Но ствол его един - как школьная база, как основа всего. Внизу я нарисовал дверь, а за ней на горе – ключ, который ещё предстоит получить. Это аллегория, которая, впрочем, легко прочитывается.

- Какие ещё города России станут местом вашей работы в течение этой поездки?

- Сегодня я отправляюсь в Самару, потом в Екатеринбург, Владивосток, Калининград. Это настоящее счастье для меня подарить всем этим городам пусть даже небольшую часть французской культуры!

- Были ли у вас подобные проекты в других странах?

- Да, я специально приезжал в Камбоджу. А во Франции я очень много путешествую по разным городам, чтобы создавать подобные фрески.

- Антуан, вы впервые в России. Изменились ли ваши представления о нашей стране, о наших людях?

- Действительно, раньше я о России почти ничего не знал, в основном интересовался культурой. Ростов показался мне очень урбанистическим городом. Люди здесь очень приятные, тёплые и весьма любознательные, всем интересующиеся. Я только сейчас всё лучше и лучше начинаю узнавать русских людей. И от этого хочется сюда возвращаться…

А. Молчанов

2019 г.

Copyright Курзенев А.Н. © 2019
Copyright rp100.ru © 2019
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2019
Все права защищены.