В Ростове в стенах ЮФУ 2 февраля выступил с лекцией «Технологии, человек и проблемы менеджмента» известный ученый, декан Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», профессор Сергей Филонович. В ней он, в частности, постарался рассказать слушателям о том, что несет человеку технологическая революция, каким путем идет сам человек и человечество, а также о проблемах современного менеджмента. По мнению Сергея Ростиславовича, три основных процесса, влияющих на жизнь как отдельного человека, так и общества – это цифровизация (процесс проникновения цифровых технологий во все сферы и аспекты жизни людей), деглобализация (сосредоточение на национальном, а не глобальном) и конфликт поколений, в новых социальных, экономических и технологических условиях принявший новую форму. Тот, кто лучше разбирается в этих процессах и умеет их использовать, получает серьезные конкурентные преимущества.

Открытая лекция Сергея Филоновича предваряла набор слушателей на совместную образовательную программу НИУ Высшей школы экономики и Южного федерального университета «Новые технологии управления организацией в меняющемся мире».

После лекции, очень интересной и профессионально проведенной, московский гость уделил время корреспонденту «Разрешите представить».

Сергей Ростиславович, меня, человека, глубоко интересующегося проблемами образования в нашей стране, всегда интересовал вопрос – можно ли, изучив зарубежные образовательные технологии, внедрить все лучшее, что есть в них, у нас в стране, не ломая фундамент. Слушая Ваши лекции, я пришел к выводу, что Вы как раз тот человек, который мог бы справиться с этой задачей. В связи с этим первый вопрос. Вы впрямую сталкивались и с китайской, и с западной, в частности, с американской образовательной системой, обучались в Колумбийском университете. Что там есть хорошее, чего нет у нас?

Если говорить о средней школе, то это попытка, не в каждом случае удачная, сформировать у человека критическое мышление, без которого в современном мире жить очень трудно. Кроме того, это формирование личности и осознания, что ты личность, со своими правами, но и обязанностями. В американской школе не стремятся всех детей подстричь под одну гребенку. Индивидуальность приветствуется. Вот это хотелось бы перенести на нашу почву.

Что касается интеграции достижений других образовательных систем в нашу, надо понимать, что это не всегда возможно, ибо многие особенности, пусть и весьма положительные, связаны с конкретной национальной культурой, национальными особенностями. Вот, например, китайская культура. Там все базируется на пяти конфуцианских добродетелях, которые и у нас присутствуют у отдельных людей, но не являются общепринятыми. Поэтому иные приемы, которые в родной среде хорошо работают, при переносе к нам будут давать сбои. Поэтому такие инновации нужно делать очень осторожно.

Скажите, какова роль учителя в школе?

Эта роль огромная. В наше время учитель должен, во-первых, быть путеводителем в мире знаний для школьника, а во-вторых быть для него ролевой моделью. Учитель должен быть любопытным, интересоваться инновациями, и не только в своей области, чтобы разговаривать с детьми на одном языке – ведь дети знают очень много того, чего не знает учитель, и это порождает недопонимание. Учителю нужно развивать новые компетенции, например, жить в цифровом мире, ведь современные дети точно в нем живут, и без понимания, что это такое, без владения предметом найти общий язык будет сложно. Нужно постоянно совершенствоваться, и это делает жизнь учителя беспокойной.

Вы доктор физико-математических наук, прошли серьезное разноуровневое обучение. Кого из ваших учителей Вы могли бы выделить, кто изменил Вашу собственную жизнь принципиально?

У меня было много выдающихся учителей, в этом плане я счастливый человек. Приведу только один пример. Одним из моих учителей был историк Анатолий Александрович Якобсон. Очень известный человек, диссидент, борец за права человека, один из организаторов так называемой «Хроники текущих событий» и так далее. Его вынудили уехать из страны в советское время, в Израиль, где он покончил жизнь самоубийством. Однажды он пришел на урок, даже не на свой урок, а на замену, а в таких случаях обычно возникает разговор не столько по программе, сколько «за жизнь». Так вот, он сказал – кем вы станете, как люди, как профессионалы, зависит целиком от вас самих. Мы, ваши учителя, ваши родители, можем вам только помочь в достижении поставленных вами целей, но конечная ответственность все равно лежит на вас. Услышав эту мысль в четырнадцать лет, я с тех пор ею руководствуюсь. Мне кажется, что большинство моих жизненных достижений связаны с вот этими словами Анатолия Александровича. Я взял ответственность на себя. Вот такова была роль этого учителя в моей жизни.

Вы занимаетесь коучингом, то есть раскрытием внутренних способностей человека. Что вообще нужно для такого раскрытия? Понятно, что всю теорию Вы не перескажете, но хотя бы в двух словах, пять-десять пунктов.

Даже пять-десять это много. Назову один. Дело в том, что коучинг это не наука, а метод. Который позволяет путем преимущественно постановки вопросов понять самого себя. Именно через раскрытие самого себя человек начинает понимать, чего он хочет, какие средства достижения целей для него приемлемы, а какие нет. Вот ответы на эти вопросы помогает дать коучинг. И отвечая на заданные ему вопросы, человек вдруг получает инсайт, то есть прозрение, озарение. Он говорит «вот, я понял!». В этом суть коучинга. Современная теория эмоционального интеллекта считает, что пониманием человеком самого себя является важнейшим навыком и условием его успеха.

Вы прошли серьезный путь от физики до теории менеджмента, тем самым подтверждая Ваш принцип, что развитие идёт через приобретение разного опыта или причина в чём-то другом?

Конечно, именно в этом. Я в 1960-е годы учился в одной из лучших школ Москвы, во Второй физико-математической. И у нас был такой смешной лозунг: «Вторая школа научит сдавать все, что потребует Родина-мать». Что это значило? У нас, в физико-математической школе, считалось, что ты не можешь себя уважать, если не в состоянии разобраться в истории, географии, литературе. Предметная специализация была важна, но не стояла на первом месте. Поэтому, когда в середине жизни, в сорок лет, перед мной встала необходимость фактически смены профессии, вот этот школьный навык помог мне сделать необходимый шаг и перейти в социологию и менеджмент.

Вы консультируете серьезные предприятия и организации в нашей стране, например, «Сбербанк», консультируете организации и за рубежом. В чем, по Вашему мнению, причина низкой конкурентоспособности наших предприятий?

Сбербанк я не совсем консультирую, это сильно сказано, но да, я сотрудничаю с ними. Заданный Вами вопрос очень глубокий, на него нет одного ответа. Но одна из главных причин – у нас в стране наблюдается кризис профессионализма. Зачастую люди не являются специалистами в той области, куда они приходят работать. Это касается и госслужбы, и бизнеса, особенно окологосударственного бизнеса, ведь в обычном частном бизнесе бестолковый управленец просто развалит своё дело и все, а госкомпания не может исчезнуть, ей можно только нанести большой ущерб. Поэтому, когда мы преодолеем этот кризис профессионализма, тогда у нас все наладится. Однако и сейчас у нас есть конкурентоспособные на международном уровне компании. Из крупных это «Северсталь», это компания выпускника московского физтеха Давида Яна ABBYY, занимающаяся программным обеспечением. Есть и другие примеры. В остальном можно себя утешить тем, что наш бизнес еще очень молод в отличие от западного и мы еще просто не прошли нужный путь. Но дорогу осилит идущих.

Еще один вопрос. Как выжить фирме и сохранить бизнес в ситуации кризиса? Большой вопрос, но все Ваши рекомендации.

Вы знаете, это не просто большой вопрос, дело в том, что он тоже не имеет одного однозначного ответа. Например, нужно понимать, каков характер конкуренции. Одно дело, когда маленькую компанию убивает большая государственная при помощи административного ресурса, другое дело, когда компания участвует в том, что называется совершенной конкуренцией, то есть нормальной рыночной. Таких аспектов много, и от того, какой аспект доминирует, зависит и ответ. Опять же, и кризисы ведь бывают разные. Есть такие, в которые фирму затягивает сам ее создатель. Скажем, он пересидел в своем кресле: добившись один раз успеха, он продолжает из раза в раз использовать модель этого успеха, считая, что она работает везде и всегда. А среда, внешние вызовы-то меняются, нужно на них реагировать, а он этого не делает, в итоге провоцируя кризис. Получается, что на одном этапе человек вполне успешен, а на следующем сам себе наступает на шнурки. В общем, повторюсь, спектр ответов на этот вопрос просто огромен.

Хорошо, давайте вернемся к основной изначальной теме. Как вырастить успешного ребенка? Он должен быть, как Вы говорили, разносторонним – или сосредоточиваться на каких-то приоритетах?

Думаю, что задача родителей – дать ребенку возможность попробовать себя в разных направлениях, чтобы он сделал свой выбор сам, и дальше уже выбранное направления углублять. Главное – не навязывать ребенку выбор родителей, что чаще всего случается, причем из самых добрых побуждений. Ко мне часто приходят мои выпускники, которые сами уже родители и их дети заканчивают школу, и говорят, что сейчас выбирают, куда их детям поступать. Я спрашиваю – а почему вы выбираете, пусть сам ребенок выбирает. Ну, как же, они еще маленькие, не могут сами сделать выбор – отвечают родители. Что же, в таком случае вы сформируете людей – есть такое выражение – с внешним локусом контроля, и вам спасибо дети не скажут. Они сами должны сделать выбор и затем нести за этот выбор ответственность. Поэтому нужно давать детям самостоятельность. Конечно, это требует от родителей мужества, потому что дети могут совершать ошибки. Смотреть на эти ошибки тяжело, хочется подсказать, но ведь если постоянно подсказывать, то дети никогда не научатся жить самостоятельно.

На Ваш взгляд, какое образование лучше получать – российское, европейское, американское или ещё какое-то?

Я считаю, что получать образование нужно в той стране, в которой вы собираетесь в дальнейшем работать. Хотите работать за границей – лучше учиться там, хотите в России – как минимум базовое образование нужно получить здесь, а на магистерскую программу или программу MBA, опять-таки, можно поехать за границу. Получите хорошее представление о предмете.

Еще несколько блиц-вопросов.

Ваш любимый город?

Родной Ленинград, конечно.

Ваши собственные дети учились в России или за рубежом?

Все учились и учатся в России.

Какие качества Вы цените в людях?

Прежде всего – порядочность.

Что для Вас неприемлемо ни при каких обстоятельствах?

Нарушение моральных принципов, неуважительное отношение к людям.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы он стал Вашим другом?

Ум и порядочность.

У Вас есть хобби, увлечения?

Да, я коллекционирую живопись и музыкальные диски, у меня их около десяти тысяч.

Ваша любимая телепередача?

Я стараюсь телевизор не смотреть вообще. И времени нет, и желания.

А.Сёмин

02.02.2019

Copyright Курзенев А.Н. © 2019
Copyright rp100.ru © 2019
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2019
Все права защищены.