Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа [9 сентября] 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Его отец Николай Ильич был отставным полковником, участником наполеоновских войн. Мать, Мария Николаевна, в девичестве княжна Волконская, тоже происходила из знатного дворянского рода.

Лев был четвёртым ребёнком в семье. Его мать умерла в 1830 году. через полгода после рождения дочери Марии от «родовой горячки», как тогда говорили. Льву не было ещё двух лет.

Воспитанием оставшихся без матери детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, так как старшему сыну Николаю надо было готовиться к поступлению в университет. Вскоре внезапно скончался отец, Николай Ильич, оставив дела (в том числе некоторые связанные с семейным имуществом) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, которую назначили опекуншей детей. Здесь юный граф оставался до 1840 года, когда умерла Остен-Сакен. Дети переселились в Казань, к новому опекуну — сестре отца П. И. Юшковой.

Образованием Льва первоначально занимался гувернёр-француз Сен-Тома, заменивший предыдущего преподавателя, немца Ресельмана. Затем юноша Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем решил поступить в Императорский Казанский университет. 3 октября 1844 года Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности в качестве своекоштного, то есть самостоятельно оплачивающего своё обучение. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку». По результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам, не выдержал переходного экзамена и должен был заново пройти программу первого курса.

Чтобы избежать полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его трудности с оценками по некоторым предметам продолжились. Переходные майские экзамены 1846 года были сданы удовлетворительно (получил одну пятёрку, три четвёрки и четыре тройки; средний вывод получился три), и будущий писатель был переведён на второй курс. На юридическом факультете Толстой пробыл менее двух лет.

В весной 1847 года Толстой оставил учёбу в университете и уехал в доставшуюся ему по разделу Ясную Поляну, где старался перестроить традиционные отношения между помещиком и крепостными на новый лад, и, в частности, впервые открыл школу для крестьянских детей.

В середине октября 1848 года Толстой уехал в Москву, через несколько месяцев перебрался в Петербург, затем начал сдавать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал обратно в деревню.

Зимой 1850—1851 гг. начал писать «Детство». Весной 1851 года Толстой уехал на Кавказ без определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но для этого ему недоставало необходимых документов, оставленных в Москве, в ожидании которых Толстой прожил около пяти месяцев в Пятигорске.

Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казачьей станице Старогладовской на берегу Терека, под Кизляром. С некоторыми изменениями подробностей она изображена в повести «Казаки». Летом 1852 года писатель отослал в редакцию журнала «Современник» первую часть будущей автобиографической трилогии — «Детство». Получив рукопись «Детства», редактировавший «Современник» Николай Некрасов сразу оценил её литературное значение и написал автору теплое письмо, подействовавшее на него весьма ободряющим образом. Рукопись пока ещё неизвестного автора была опубликована уже в сентябре того же года. Произведение имело большой успех.

С началом Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 года по конец августа 1855 года был в Севастополе. Толстой, несмотря на все тяготы войны и ужасы осады, в это время написал рассказ «Рубка леса», в котором отразились кавказские впечатления, и первый из трёх «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в декабре 1854 года», который отправил в «Современник». Он был быстро издан и с интересом прочитан всей Россией, произведя потрясающее впечатление картиной ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен российским императором Александром II, велевшим беречь талантливого офицера. В конце лета 1855 года Толстой был послан курьером в Петербург, где он закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.», опубликованный в первом номере «Современника» за 1856 год. «Севастопольские рассказы» укрепили его репутацию как представителя нового литературного поколения, и поздней осень 1856 года Толстой навсегда оставил военную службу в звании поручика.

Поселившись после отставки в северной столице, он написал «Метель», «Два гусара», закончил «Севастополь в августе» и «Юность», продолжил работу над будущими «Казаками». В 1857 он отправился в поездку во Францию, в последующие годы совершил несколько заграничных поездок, в промежутках между которыми написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». Затем он на довольно долгий период прекращает активную литературную деятельность на устройстве школ в Ясной Поляне и окружающих ее населенных пунктах.

Осенью 1862 Толстой женится на дворянке Софье Берс. В течение первых двенадцати лет после женитьбы он создал «Войну и мир» и «Анну Каренину», пожалуй, главные произведения его творческой карьеры.

В конце 1870-х Толстой вступает в период масштабного идейно-мировоззренческого перелома. Новые взгляды наиболее полно выразились в его произведениях «Исповедь» (1879—1880, опубликована в 1884) и «В чём моя вера?» (1882—1884). Теме христианского начала любви, очищенной от любого своекорыстия и возвышающейся над любовью чувственной в борьбе с плотью, Толстой посвятил повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891) и «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911). Главной же художественной работой нового периода стал роман «Воскресение» (1889—1899), сюжет которого был основан на подлинном судебном деле. Резкая критика церковных обрядов в данном произведении стала одной из причин, вызвавшим констатацию Святейшим синодом отпадения от церкви в 1901-м году. Творческим пиком начала 1900-х годов стали повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп». Характерный пример нового мировоззрения Толстого – письмо Александру III с просьбой помиловать убийц его отца Александра II.

В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своему видению мира, тайком покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Маковицкого. При этом у Толстого не было даже определённого плана действий. Лев Николаевич на поездах и ямщике несколько раз перемещался с места на место, заболел в пути воспалением легких и был вынужден остановиться на железнодорожной станции Астапово. Его пытались спасти несколько врачей, но все попытки были тщетными. 7 (20) ноября великий писатель умер. Его тело перевезли в Ясную Поляну и через три дня после смерти предали земле.

Интересные факты

- Когда Толстой служил в армии, он горел желанием повлиять на нравственный и культурный облик своих солдат, в частности, отучить их от брани.

Закоренелых любителей ругаться он увещевал: «Зачем такие слова говорить?» Граф даже придумал «культурные ругательства» и старался внедрить их в солдатскую среду. Например, «ерундер, ерондер пуп». Однако подчиненные Толстого его старания трактовали весьма своеобразно. Когда Лев Николаевич ушел с военной службы, его солдаты еще долго рассказывали, что «его сиятельство граф Толстой был матершинник, не приведи Господь. И так он загибал, что и не выговоришь».

- В 1869 году Толстой во время деловой поездки остановился переночевать в Арзамасе, где разместился в гостинице. Посреди ночи его без явной на то причины его охватил жуткий, необъяснимый страх смерти. Позднее он описал это переживание в «Записках сумасшедшего»: «Всю ночь я страдал невыносимо... Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть. Я не выходил из этого круга, я оставался один, сам с собой».

На тот момент Толстой был уже известным писателем, счастливым отцом семейства и крепким хозяином-помещиком. Вроде бы ему нечего было больше желать, недаром в одном из своих писем он высказал самое дерзкое человеческое изречение: «Я безмерно счастлив». Но после этой ночи, которую сам писатель назвал «арзамасским ужасом», жизнь Толстого раскололась пополам. Вдруг все потеряло смысл и значение. Привычный к работе, он возненавидел ее, жена стала ему чужда, дети безразличны. Перед лицом великой тайны смерти прежний Толстой умер. На сороковом году своей деятельной жизни он впервые ощутил огромную пустоту Ничто как общечеловеческую судьбу. И с этого часа он поставил себе непомерную задачу — указать людям выход из заколдованного круга. Задача даже не для героя — для пророка.

- В тот вечер, когда Толстой пришел к будущей жене с письмом, где содержались признания в любви и предложение выйти замуж, Софья Андреевна играла на рояле и пела. Толстой загадал про себя «ежели она возьмет хорошо финальную высокую ноту, передам сегодня же письмо. Если возьмет плохо, не передам». Высокая нота была взята.

- Широко известна фраза из «Золотого теленка» «графиня изменившимся лицом бежит пруду», которая содержалась в телеграмме, отправленной Бендером Корейко. Но мало кому известно, что фраза эта вполне реальная и взята из жизни. Это фрагмент телеграфной корреспонденции журналиста Николая Эфроса в газету «Речь», отправленная в последние дни жизнь Льва Толстого. В своей телеграмме журналист описывал попытку самоубийства графини Толстой: «Узнал несколько подробностей покушения графини: не дочитав письма, ошеломленная бросилась сад пруду; увидавший повар побежал дом сказать: графиня изменившимся лицом бежит пруду. Графиня, добежав мостка, бросилась воду...».

- Несмотря на то, что Толстой совсем не помнил свою мать, она была для него объектом почти религиозного поклонения. Лев Николаевич писал про нее: «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне». Когда в 1908 году Толстому сказали, каким удивительным человеком была Мария Николаевна, он, едва сдерживая слезы, возразил: «Ну, уж этого я не знаю; я только знаю, что у меня есть culte [культ] к ней».

- В 1906 году Российская академия наук выдвинула Толстого на Нобелевскую премию в 1906 году, за четыре гора до его смерти. К тому времени у писателя были изданы почти все главные произведения, включая «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение». В записке, составленной от Академии наук выдающимися русскими учёными, академиками А.Ф. Кони, К.К. Арсеньевым и Н.П. Кондаковым, давал самая высокая оценка творчеству Льва Николаевича. С учетом всемирной известности Толстого и громадного международного авторитета, как литературного, так и морального, вероятность присуждения премии была близка к стопроцентной.

Толстой узнал об инициативе академии и решил не отказываться от премии напрямую, а написать письмо своему другу, писателю, переводчику его работ на финский язык Арвиду Ярнефельту. Писатель попросил Ярнефельта повлиять коллег из Швеции, чтобы ему не присудили Нобелевскую премию, поскольку ему было бы очень неприятно от неё отказываться.

«Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых». Просьбу уважили, и премию присудили итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи. Толстой остался доволен, написав: «Это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Роман «Анна Каренина»

Сюжетная линия романа начинается сценой семейной драмы Облонских. Дарья Александровна (Долли) в слезах, дети разбежались по дому, прислуга растеряна. Степан Аркадьевич (Стива) надеется на свою сестру Анну, которая непременно должна примирить супругов, и мужу которой — министру Каренину он обязан своим местом в присутствии. Стива встречает Анну на вокзале, молодой офицер встречает свою мать графиню Вронскую. При входе в вагон он пропускает вперёд даму, и предчувствие заставляет их взглянуть ещё раз друг на друга, их взгляд уже светился помимо их воли. Казалось, что они и раньше были знакомы… В этот момент случилось несчастье: вагон подался назад и раздавил сторожа насмерть. Анна приняла этот трагичный случай как дурное предзнаменование. Анна отправляется в дом к Стиве и выполняет свою миссию, ради которой приехала — примирение его с женой Долли.

Прелестная Кити Щербацкая полна счастья, ожидая встречи с Вронским на балу. Анна, вопреки её ожиданиям, была в чёрном, а не в лиловом платье. Кити замечает мерцающий блеск в глазах Анны и Вронского и понимает, что мир перестал существовать для них. Отказавшая накануне предстоящего бала Левину, Кити была подавлена и вскоре заболела.

Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он словно тень следует за ней, ища встречи, он нисколько не смущается её замужеством и восьмилетним сыном; потому как в глазах светских людей, роль несчастного любовника смешна, но связь с добропорядочной женщиной, муж которой занимает столь солидное положение, представлялась величественной и победоносной. Их влюблённость невозможно было скрыть, но они не были любовниками, однако свет уже вовсю обсуждал даму с тенью, с нетерпением ожидая продолжение романа. Тревожное чувство мешало Каренину сосредоточиться над важным государственным проектом, и он был оскорблён тем впечатлением, столь важным для значения общественного мнения. Анна же продолжала ездить в свет и почти год встречалась с Вронским у княгини Тверской. Единственное желание Вронского и обворожительная мечта о счастье Анны слились в чувстве, что для них началась новая жизнь, они стали любовниками, и ничто уже не будет, как прежде. Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том числе и мужу Анны. Сложившаяся ситуация была мучительно тяжела для всех троих, но выхода из неё никто из них найти не мог. Анна сообщает Вронскому, что беременна.

Вронский просит её оставить мужа и готов пожертвовать своей карьерой военного. Но его матери, которая поначалу очень симпатизировала Анне, совсем не нравится такое положение вещей. Анна впадает в отчаяние, впадает после родов в и едва не умирает. Её законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев её страдания во время болезни, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения — одна из самых важных в романе. Но Анна не выдерживает гнёта великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа. Некоторое время Анна и Вронский путешествуют по Европе, но вскоре возвращаются в Петербург. В Петербурге Анна понимает, что для высшего света она теперь изгой, ни в один из приличных домов её не приглашают, и никто, кроме двух ближайших подруг, её не навещает. Между тем, Вронского принимают везде, и всегда ему рады. Эта ситуация всё больше развинчивает нестабильную нервную систему Анны, которая не видит сына. В день рождения Серёжи, тайком, рано утром Анна пробирается в свой старый дом, заходит в спальню к мальчику и будит его. Мальчик рад до слёз, Анна тоже плачет от радости, ребёнок наспех пытается что-то рассказать матери и о чём-то расспросить её, но тут прибегает слуга и испуганно сообщает, что Каренин сейчас зайдёт в комнату сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем он бросается к Анне и умоляет её не уходить. В двери входит Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын её никогда не видел.

В отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. Анна настаивает на посещении итальянской оперы, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся публика в театре буквально тычет в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, они переезжают подальше от пошлого света в имение, которое Вронский превратил в уединённый рай для них двоих и дочки Ани. Вронский пытается сделать имение доходным, внедряет различные новые приемы ведения сельского хозяйства и занимается благотворительностью — строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему.

Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина Левина, Толстой наделяет его лучшими человеческими качествами и сомнениями, доверяет ему свои сокровенные мысли. Левин — довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведёт сам. То, что для Вронского забава и способ убить время, для Левина — смысл существования и его самого и всех его предков. Левин в начале романа сватается к Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Левину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Левина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Левиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно даёт понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.

Тем временем, в имении обстановка накаляется. Вронский ездит на деловые встречи и светские рауты, на которых Анна не может его сопровождать, а его влечёт к прежней, свободной жизни. Анна чувствует это, но ошибочно предполагает, что Вронского тянет к другим женщинам. Она постоянно устраивает Вронскому сцены ревности, которые всё больше испытывают его терпение, и все чаще прибегает к морфию. Чтобы разрешить ситуацию с бракоразводным процессом, они переезжают в Москву. Но, несмотря на уговоры Стивы Облонского, Каренин, спросив совета у то ли прорицателя, то ли шарлатана Jules Landau, отменяет своё решение и оставляет себе сына, которого уже не любит, потому что с ним связано его отвращение к Анне, как к «презренной оступившейся жене». Шестимесячное ожидание этого решения в Москве превратило нервы Анны в натянутые струны. Она постоянно срывалась и ссорилась с Вронским, который всё больше времени проводил вне дома. В Москве происходит встреча Анны с Левиным, который сознает, что эту женщину иначе, как потерянною, назвать уже нельзя.

В мае месяце Анна настаивает на скором отъезде в деревню, но Вронский говорит, что приглашён к матери для важных деловых вопросов. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского задумала женить Вронского на княжне Сорокиной. Вронскому не удаётся доказать Анне абсурдность этой идеи, и он, не в силах уже постоянно ссориться с Анной, едет в имение к матери. Анна же, в один миг осознав, как тяжела, беспросветна и бессмысленна её жизнь, желая примирения, бросается следом за Вронским на вокзал. Перрон, дым, гудки, стук и люди, всё слилось в жутком кошмаре сумбура ассоциаций: Анна вспоминает свою первую встречу с Вронским, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был им раздавлен насмерть. Анне приходит в голову мысль, что из её ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд. Анна выбрала смерть как избавление, это был единственный выход, который она, измученная собой и измучившая всех, нашла.

Прошло два месяца. Жизнь не та, что прежде, но она продолжается. Опять вокзал. Стива встречает обречённого Вронского на перроне, и поезд отправляется на фронт. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал дочь Анны к себе и воспитывал её как свою, вместе с сыном. У Левина и Кити рождается первенец. Левин обретает спокойствие и смысл жизни в доброте и чистоте мыслей. На этом роман подходит к концу.

Подготовил С. Железняков