Великий русский поэт, прозаик и драматург Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 [15] октября 1814 года в Москве, в доме напротив Красных ворот (сейчас на этом месте находится высотное здание с памятной доской поэту). Род Михаила Юрьевича происходил из Шотландии, его прародителем-основоположником считался полумифический бард-пророк Томас Лермонт. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг (Джордж) Лермонт (около 1596–1633 или 1634), был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского. Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». Отец поэта, также Юрий Петрович Лермонтов (1787–1831), перед женитьбой на его матери, Марии Михайловне Арсеньевой, вышел в отставку в чине пехотного капитана.

Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев, отставной гвардейский поручик, женился в середине 1790-х годов на Елизавете Алексеевне Столыпиной (из того же рода Столыпиных, что дал России П.А.Столыпина – Петр Аркадьевич приходился Михаилу Юрьевичу троюродным братом), после чего купил «почти за бесценок» Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и прошли детские годы М. Ю. Лермонтова. Мать поэта вскоре умерла, а отец, не ладивший с тещей и отличавшийся сложным характером, уехал в свое тульское поместье, оставив маленького Мишу на попечение Елизавете Алексеевне. Бабушка страстно любила внука и делала все для его развития и воспитания, а также стремилась, чтобы он как можно меньше был привязан к своему отцу – и в финансово-имущественном, и в чувственном плане.

В возрасте десяти лет мальчика, чье здоровье оставляло желать лучшего, повезли на Кавказ, на воды, где он встретил свою первую любовь и одновременно вторую – собственно, Кавказ и его величественные горы. С осени 1825 года Лермонтов начинает постоянную домашнюю учебу, и, хотя выбор бабушкой педагогов - француз и грек – был не особо удачен (грек вскоре забросил учительство, а Француз не привел воспитаннику особого интереса к французскому языку и литературе, так как в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским), на развитие ребенка это повлияло не слишком. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Михаил, пристрастившись к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.

Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где в 1829–1832 гг. сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный особняк и стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион. В пансионе Михаил оставался два года. Здесь прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал при главном участии Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером, особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. Все чаще из-под пера выходят и собственные стихи. К 1829 году относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», предвещающее «Думу».

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Летом того же года его внимание сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с великим сыном британской земли.

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». Он, более склонный к наблюдениям, чем к выводам, не особо активно участвует в различных кружках и дискуссиях.

Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» – но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом. Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на первый курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало, и под напором петербургских родственников, наперекор собственным планам, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он если и пишет стихи, то в основном скабрезные. Однако накануне вступления в школу Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Парус», как нельзя характеризующее его натуру и душевные метания. Из школы он выходит 22 ноября 1834 года корнетом в Лейб-гвардии Гусарский полк.

До поры до времени поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, – «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома, и после этого невольного, но успешного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всем размахе поэтического таланта и символически сделала преемником усопшего.

Стихотворение «Смерть Поэта» оканчивалось сначала словами «И на устах его печать». Оно быстро распространилось «в списках», вызвало бурю в высшем обществе и новые похвалы Дантесу. Наконец, один из родственников Лермонтова, Н. Столыпин, стал в глаза порицать его горячность по отношению к такому «джентльмену», как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал заключительные шестнадцать строк – «А вы, надменные потомки…».

Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам государь Николай I. За Лермонтова вступились друзья Пушкина, прежде всего Жуковский, близкий Императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», то есть прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием, где-то доброжелательным и сочувственным, где-то враждебным.

 

Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки поэт был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом – весной 1838 года – переведён в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории нынешнего Азербайджана. Несмотря на краткосрочность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Михаила Юрьевича.

Лермонтов вернулся в петербургский «свет», где снова играл роль рокового героя, тем более, что за ним теперь ухаживали все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывал образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ освежил давнишние грёзы; были созданы «Демон» и «Мцыри». Обе поэмы были задуманы поэтом давно. О «Демоне» он думал ещё в Москве, до поступления в университет, а позже несколько раз начинал и переделывал произведение; зарождение «Мцыри», вне всякого сомнения, скрывается в юношеской заметке Лермонтова, тоже из московского периода: «написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал… Страстная душа томится. Идеалы».

Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала А. А. Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

16 (28) февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, где поссорился с сыном французского посла Эрнестом Барантом, после чего последний вызвал поэта на дуэль. Она состоялась 18 февраля (1 марта) на Парголовской дороге недалеко от Чёрной речки. Дуэлянты бились на шпагах, однако у Михаила Юрьевича при выпаде поломался клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. Лермонтов в свою очередь разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего дуэлянты разъехались.

За «недонесение о дуэли» 11 (23) марта Лермонтов был арестован; дело рассматривал военный суд. Барант же, по воле Николая I, привлечён к суду не был. Узнав о показаниях Лермонтова, Эрнест обиделся и утверждал в свете, что поэт стрелял вовсе не в сторону, а целился в противника, но промахнулся. В ответ на это Лермонтов пригласил Баранта на тайную встречу, которая состоялась 22 марта (3 апреля) на Арсенальной гаупвахте, где на тот момент находился поэт. Согласно показаниям Лермонтова, он среди прочего выразил намерение заново стреляться, если Барант пожелает того. Суд обвинил поэта в попытке устроить дуэль повторно Шеф жандармов граф А. Х. Бенкендорф лично потребовал от поэта принести письменные извинения Баранту за клеветнические показания в суде. Подобные извинения могли навсегда подорвать репутацию Лермонтова и, в поисках защиты, он обратился к великому князю Михаилу Павловичу.

Михаил Павлович, бывший главнокомандующим всеми гвардейскими корпусами и хорошо знавший Лермонтова, передал письмо царю, в результате чего Бенкендорф отозвал свою просьбу.

 

По решению суда, принятого 13 (25) апреля, Лермонтов был переведён обратно на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, фактически на передовую Кавказской войны, куда поэт выехал в первые числа мая. Такой приговор он получил не столько за дуэль, сколько за свои показания, правдивость которых отрицал Барант. Версия дуэли, озваученная поэтом, выставляла сына посла в дурном свете, а слухи о ней дошли до французского посольства в Берлине и до Парижа. Свою роль сыграла и личная неприязнь Николая I к поэту, сохранившаяся ещё после первого суда над Лермонтовым. Фактически суд был вынужден по указу сверху вынести суровое решение: послать Лермонтова в одно из самых опасных мест кавказской войны.

Вторая ссылка на Кавказ серьезнейшим образом отличалась от того, что ждало его там же несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая молодому человеку знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.

Тайные думы поэта давно уже были отданы прозаическому произведению. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.

Сначала роман «Герой нашего времени» существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но вскоре вышел роман, дополненный новыми главами и получивший таким образом завершённость.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил 26 стихов и две поэмы – «Мцыри» и «Песню про <…> купца Калашникова».

 

Зимой 1840–1841 годов, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.

Уезжал из Петербурга поэт с тяжёлыми предчувствиями – сначала в Ставрополь, где стоял Тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна – сестра Мартынова.

Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов – прямо в грудь поэту.

Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей. Официальное известие о его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась невероятная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке – собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения (дело было после воскресной литургии), сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.

Тело поэта покоилось в пятигорской земле почти год. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах Лермонтова в свинцовом и засмолённом гробу в семейный склеп села Тарханы.

В пасхальную неделю, 21 апреля (3 мая) 1842, скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архистратига. 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда.

 

Краткое содержание

«Герой нашего времени»

Хронологический порядок глав

1) Тамань

2) Княжна Мери

3) Фаталист

4) Бэла

5) Максим Максимыч

6) Предисловие к «Журналу Печорина»

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

 

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

 

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

 

Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!».

 

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

 

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает, и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

 

Примыкающие произведения Лермонтова

«Княгиня Лиговская» (1837) – раннее незаконченное произведение Лермонтова, приквел к «Герою нашего времени». Место действия романа – Петербург 1833-х годов, высший свет (чиновники, офицеры, дворяне). Судя по тексту, действие романа происходит до описываемых в «Герое нашего времени» событий. В основу романа положены отношения гвардейского офицера Печорина и его бывшей возлюбленной, княгини Лиговской, а также конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским.

«Кавказец» – очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр – физиологический очерк. Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».

Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

Подготовил А. Каменский