Рейтинг исходя из конкурентоспособности учеников в плане поступления в вузы

В России агентство RAEX в 2017 году поставило, исходя из конкурентоспособности учеников в плане поступления в вузы, на первое место лицей № 1580 при МГТУ имени Н. Э. Баумана - физико-математический лицей в Южном округе столицы. Данное учебное заведение ведет углубленную подготовку по физике, математике, информатике в 7-11 классах и является базовым учебным заведением МГТУ им. Н. Э. Баумана.

С 2006 г. в лицее учатся четыре параллели - 8, 9, 10 и 11 классы. В каждом классе обычно около трех десятков учащихся, а в целом в лицее около шестисот учеников.

Набор учащихся проводится в 8, 9, 10 и 11 классы. Обучение в лицее является бесплатным и шестидневным. Уроки идут в первую смену - начало занятий в девять часов утра, продолжительность одного урока – сорок пять минут.

В старших классах организована вузовская семестровая система обучения, включающая лекции, семинары, лабораторные работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. Оценки об успеваемости в семестре выставляются в «зачетки» по типу вузовских. В лицее на данный момент работает более сотни педагогов, них пять докторов наук, тридцать кандидатов наук, два заслуженных учителя России.

И в этом году лицей стал рекордсменом по абсолютному количеству выпускников, поступивших в вузы.

Если же говорит о рейтинге конкурентоспособности учеников (т.е речь о наибольшей концентрации выпускников, поступивших в ведущие вузы России), то триумфатором рейтинга стал СУНЦ МГУ, следом за ним расположились лицей «Вторая школа» (г. Москва), Лицей научно-инженерного профиля (г. Королев, Московская область) и Президентский физико-математический лицей № 239 (г. Санкт-Петербург). Эти же школы располагались на вершине и в прошлом году.

В десятку также вошли физико-математический лицей № 31 (г. Челябинск), Московская школа на Юго-Западе № 1543, школа № 179 (г. Москва), Физтех-лицей им. П. Л. Капицы (г. Долгопрудный), лицей при ТПУ (г. Томск) и Пятьдесят седьмая школа г. Москвы.

Школы, вошедшие в первую сотню рейтинга по конкурентоспособности выпускников, показывают высокий уровень качества образования. Где-то две трети выпускников этих школ (65%) сумели поступить в лучшие вузы России, а в среднем по первой двадцатке рейтинга этот показатель и вовсе составил 83%.

При этом семь из десяти выпускников сотни топовых школ не платят за свое обучение в ведущих российских вузов, а 14% поступили в них, минуя экзамены, как победители и призеры олимпиад. По первой двадцатке рейтинга ситуация еще более показательная: восемь из десяти их выпускников поступают в лучшие университеты России на бесплатной основе, при этом четвертого 25% по результатам олимпиад.

В рейтинге превалируют учреждения с физико-математической или естественно-научной спецификой – такие школы заняли 50% мест в «золотой» сотне рейтинга. Причем по мере приближения к самым вершинам количество школ, выпускающих технарей, становится больше. Так, из «золотой двадцатки» лишь четыре школы нельзя отнести к упомянутым категориям, а в первой десятке такие школы и вовсе заняли девять позиций. Выпускники математических школ с успехом поступают не только на традиционные для своего профиля направления, но и на экономические специальность, где для поступления требуется высокий уровень подготовки по математике.

Рейтинг традиционно отмечен особым столичным представительством: поскольку большинство сильнейших вузов России расположены в Москве, школ из столичного региона в рейтинге больше остальных – 43 из 100. Всего в рейтинге представлено 22 субъекта РФ. Довольно широко представлены:

  • Московская область (десять школ),

  • Санкт-Петербург (семь школ),

  • Новосибирская область (шесть школ),

  • Свердловская область

  • Республика Татарстан.

  • При этом размер или дислокация в регионе, где нет университета из числа ведущих, не являются непреодолимым барьером для попадания в сотню лучших.

  • Наиболее наглядно этот тезис подтверждает пятая позиция Челябинского физико-математического лицея № 31: ни отдаленность от Москвы, Санкт-Петербурга и других традиционный образовательных центров России, ни скромный размер не помешали учреждению занять свою высокую позицию. А столичные образовательные исполины в рейтинге расположены по соседству с довольно скромными по численности выпускников региональными школами (как, например, лицей № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана и Югорский физико-математический лицей-интернат из Ханты-Мансийска).

Рейтинг выявил немалое количество конкурентоспособных региональных школ, обучение в которых позволяет их выпускникам поступать в ведущие вузы страны в изрядном количестве. Сильнейшими школами Сибири являются лицей при ТПУ (Томск) и СУНЦ НГУ (Новосибирск), занявшие 9-е и 11-е места в рейтинге соответственно.

Что касается лучших школ Европы и мира, их рейтинг за 2017 год выглядит так:

1) Abbey DLD College London (Великобритания)

2) Queen Ethelburga's College (Англия)

3) Tonbridge School (Англия, Великобритания)

4) Cardiff Sixth Form College (Уэльс, Великобритания)

5) St Gilgen International School (Австрия)

6) Ecole des Roches (Франция)

7) Institut Monte Rosa (Швейцария)

8) Webb School США

9) BBIS Berlin Brandenburg International School(Бранденбургская международная школа, Германия)

10) Ealing Independent College (Илингский независимый колледж, Англия)

Подготовил А. Каменский