Жизнь

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). Сёстры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981).

В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей Есенина) в Спас-Клепиках. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом - в типографии Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» - 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе. В 1915-1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером, впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого. К 1918 - началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба —-1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв». В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. В конце мая - начале июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (четыре месяца). В Америке он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё его время. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. Он трижды посетил Кавказ, несколько раз съездил в Ленинград, семь раз - в Константиново.

В 1924-1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный Восток», печатался в местном издательстве. Есть версия о том, что здесь же, в мае 1925 года, было написано стихотворное «Послание евангелисту Демьяну». В Баку Есенин останавливался в гостинице «Новая Европа». Жил также в селении Мардакян (пригород Баку). В настоящее время здесь находятся его дом-музей и мемориальная доска.

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы. В газетах стали появляться резко критические статьи о Есенине, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках. Поэт своим поведением (особенно в последние годы жизни) иногда сам давал основание для подобного рода критики. На Есенина было заведено несколько уголовных дел - в основном по обвинению в хулиганстве. Известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.

Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина - несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «М. б., Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно - найти Есенина не мог».

В конце ноября 1925 года Софья Толстая, внучка Льва Толстого и последняя супруга поэта, договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». В Ленинграде последние дни жизни Есенина отмечены встречами с Н. А. Клюевым, Г. Устиновым, Иваном Приблудным, В. Эрлихом, И. Садофьевым, Н.Никитиным и другими литераторами.

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Устинов с супругой. Последнее стихотворение поэта - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

Согласно версии, которая является ныне общепринятой среди академических исследователей жизни Есенина, поэт в состоянии депрессии (через неделю после окончания лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) Есенин выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

В 1919—1923 годах поэт входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы».

МОСКВА КАБАЦКАЯ

Ты прохладой меня не мучай

И не спрашивай, сколько мне лет,

Одержимый тяжёлой падучей,

Я душой стал, как жёлтый скелет.

Было время, когда из предместья

Я мечтал по-мальчишески - в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми я буду любим.

Да! Богат я, богат с излишком.

Был цилиндр, а теперь его нет.

Лишь осталась одна манишка

С модной парой избитых штиблет.

И известность моя не хуже, -

От Москвы по парижскую рвань

Моё имя наводит ужас,

Как заборная, громкая брань.

И любовь, не забавное ль дело?

Ты целуешь, а губы как жесть.

Знаю, чувство моё перезрело,

А твоё не сумеет расцвесть.

Мне пока горевать ещё рано,

Ну, а если есть грусть - не беда!

Золотей твоих кос по курганам

Молодая шумит лебеда.

Я хотел бы опять в ту местность,

Чтоб под шум молодой лебеды

Утонуть навсегда в неизвестность

И мечтать по-мальчишески - в дым.

Но мечтать о другом, о новом,

Непонятном земле и траве,

Что не выразить сердцу словом

И не знает назвать человек.

1923

Цикл стихов

«Я обманывать себя не стану»

«Эта улица мне знакома»

«Ты такая ж простая, как все»

«Сторона ль моя, сторонка»

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»

«Пускай ты выпита другим»

«Пой же, пой. На проклятой гитаре»

«Не ругайтесь. Такое дело!»

«Не жалею, не зову, не плачу»

«Мне осталась одна забава»

«Мне грустно на тебя смотреть»

«Мир таинственный, мир мой древний»

«Заметался пожар голубой»

«Дорогая, сядем рядом»

«Да! Теперь - решено. Без возврата»

«Всё живое особой метой»

«Вечер чёрные брови насопил»

После опубликованной Николаем Бухариным в центральном партийном органе газете «Правда» статьи «Злые заметки», утверждавшей, что Есенин «представляет самые отрицательные черты русской деревни», и призывавшей дать по «классово чуждой» есенинщине «хорошенький залп», вокруг имени поэта развернулась широкая кампания травли. В результате длительное время книги поэта не издавались. Однако, это не предотвратило его признания народом. На стихи Есенина повсеместно пелись песни, распространялись его переписанные от руки сборники.

Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное созревание. Всё это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано свыше шестидесяти стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Берёза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поёт зима — аукает…», «Звёзды», «Темна ноченька, не спится…» и др.).

БЕРЕЗА

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

[1913]

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. С января 1914 года стихи Есенина появляются в печати («Берёза», «Кузнец» и др.). «В декабре он бросает работу и отдаётся весь стихам, пишет целыми днями», - вспоминает Изряднова. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нём начинают занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 году в письме Панфилову он пишет: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового». Позже поэт отмечал: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моём были такие полосы».

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса».

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М. Горький писал Р. Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В начале 1916 года выходит из печати первая книга Есенина «Радуница». В названии, содержании большей части стихотворений (1910-1915) и в их отборе видна зависимость Есенина от настроений и вкусов публики.

Творчество Есенина 1914-1917 годов предстаёт сложным и противоречивым («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа Посадница», «Ус», «Иисус-младенец», «Голубень» и др. стихотворения). В этих произведениях представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой Есенинского мироздания является изба со всеми её атрибутами. В книге «Ключи Марии» (1918) поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов». Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей - это и есть Есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». И дальше:

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза…

Позднее Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, - говорил позже Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила…» (1916) поэт зовёт Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «весёлой вере», которой теперь привержен он сам. В стихотворении «тучи с ожереба…» (1916) поэт словно бы предсказывает революцию - «преображение» России через «муки и крест», и гражданскую войну.

И на земле и на небе Есенин противопоставляет лишь добрых и злых, «чистых» и «нечистых». Наряду с Богом и его слугами, небесными и земными, у Есенина в 1914—1918 годах действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя. Злая судьба, как думал поэт, коснулась и его родины, наложила свою печать на её образ:

Не в моего ты Бога верила,

Россия, родина моя!

Ты, как колдунья, дали мерила,

И был, как пасынок твой, я.

К творчеству Есенина обращались Александр Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), Иван Козловский («Ты поила коня», «Я по первому снегу»), Муслим Магомаев («Королева», «Прощай, Баку»), Евгений Мартынов («Берёзка»), Валерий Ободзинский («До свиданья друг мой, до свиданья»), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки «Сиротка»).

Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза»), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других.

Стихи Сергея Есенина тесно переплетены с кинематографом. Романсы входили в творческие вечера актёров («Я зажёг свой костёр» на музыку Юрия Эриконы в исполнении Николая Караченцова, «Королева» в телевизионном бенефисе Ларисы Голубкиной). Песни вплетались в сюжет фильма («Клён ты мой опавший» под гитару исполняет учителя пения Андрей Попов в одноимённом фильме). Оригинальное прочтение известных песен предлагается для художественного кино («Под окошком месяц» на музыку Яна Френкеля для фильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», «Клён ты мой опавший» в исполнении группы «Чайф» для фильма «По ту сторону волков» и другие).

Интересные факты

- Либеральная светская публика, поначалу с симпатией относившаяся к Есенину и дававшая ему протекцию, с гневом восприняло известие о том, что молодой поэт читал стихи императрице и великим княжнам. Вот как об вспоминал писатель Георгий Иванов: «Кончился петербургский период карьеры Есенина совершенно неожиданно. Поздней осенью 1916 г. вдруг распространился и подтвердился “чудовищный слух”: “наш” Есенин, “душка” Есенин, “прелестный мальчик” Есенин - представлялся Александре Федоровне в Царскосельском дворце, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге!». Теперь даже трудно себе представить степень негодования, охватившего тогдашнюю «передовую общественность», когда обнаружилось, что «гнусный поступок» Есенина не выдумка, не «навет черной сотни», а непреложный факт...Возмущение вчерашним любимцем было огромно. Оно принимало порой комические формы. Так, С. И. Чайкина, очень богатая и еще более передовая дама, всерьез называвшая издаваемый ею журнал «Северные записки» «тараном искусства по царизму», на пышном приеме в своей гостеприимной квартире истерически рвала рукописи и письма Есенина, визжа: «Отогрели змею! Новый Распутин! Второй Протопопов!» Тщетно ее более сдержанный супруг Я. Л. Сакер уговаривал расходившуюся меценатку не портить здоровья «из-за какого-то ренегата».

- Бухарин, раскритиковав «есенинщину» в своей статье «Злые заметки», особенно высмеял строки последователя Есенина, поэта Павла Дружинина: «и в каждой хате есть царевна, и в каждой улице – дурак». По словам Бухарина, «насчет изобилия дураков можно согласиться, а вот царевен мы немножко постреляли за ненадобностью». В итоге спустя двенадцать лет расстреляли самого Бухарина.

Поэма «Анна Снегина»

Автобиографическая поэма Сергея Есенина. Написана в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет посвящение А. Воронскому.

По мнению издателей «Полного собрания сочинений в семи томах» С. Есенина, замысел поэмы «Анна Снегина» возник, вероятнее всего, после поездок в родное село Константиново, в конце мая - начале июня и в августе 1924 года. Писатель Ю. Н. Либединский вспоминал о впечатлениях, которыми делился с ним Есенин после поездки в Константиново в августе этого года: «- Знаешь, я сейчас из деревни... ‹...› А всё Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нём, а? ‹...› И всё, что он мне тут же рассказал о деревенских делах, потом, словно процеженное, превратилось в его знаменитых стихах о деревне и в „Анне Снегиной“ в чистое и ясное слово поэзии».

Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3 мая.

Сам Есенин, не очень-то разбиравшийся в литературоведческих тонкостях, определил жанр «Анны...» на глазок: лироэпическая поэма. Некоторые исследователи считают, что это определение не совсем точно выражает её жанровое своеобразие. В.Турбин, к примеру, называет «Анну Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным». По мысли Турбина, на сходство намекает и соотнесенность, внутренняя зарифмованность названий: О-негин, С-негина.

Ещё одно определение предложил А.Квятковский, автор авторитетного «Поэтического словаря»: последняя крупная вещь Есенина - стихотворная новелла, то есть повествование с напряженным романным сюжетом и неожиданной концовкой

Действующие лица

Сергуша — главный герой, от лица которого ведётся повествование. Это образ самого Есенина, но полного совпадения между героем «Анны Снегиной» и самим Есениным нет.

Анна Снегина (прототип: Л.И.Кашина)

Прон Оглоблин — один из жителей села, собирательный образ. Прототипом героя послужил односельчанин поэта, рабочий коломенского завода Пётр Яковлевич Мочалин. Мочалин обладал большими организаторскими способностями, был страстным агитатором. Как выяснилось позже, Мочалин «был делегатом Первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов <...> Полный впечатлений от ленинских идей, Мочалин вернулся в родное село, занялся пропагандистской работой. После Великого Октября он был военным комиссаром Коломны, председателем исполкома Коломенского Совета».

Возница, мельник, жена мельника и др. — типичные представители сельской местности, которых встречает главный герой в своих поездках в деревню.

Лабутя — брат Прона

Молодой поэт (подразумевается сам автор) возвращается в родное село Радово (сам же поэт приезжал в родное Константиново летом 1917-1918 годов), устав от бурных революционных событий. Герой отмечает, какие изменения произошли в его селе. Вскоре он встречается с крестьянами из Криуши, в частности с Проном Оглоблиным. Те расспрашивают знаменитого поэта, приехавшего из столицы, о положении дел, о том, кто же такой Ленин. Позже к поэту приезжает молодая помещица Анна Снегина, в которую он был влюблён в шестнадцатилетнем возрасте. Они вспоминают прошлое, молодость, свои мечты. Спустя какое-то время, Сергуша приезжает в Криушу по просьбе Прона и оказывается вовлечённым в бунт: криушские крестьяне требуют от Снегиной отдать землю. Приходит известие о том, что на войне убили Борю - мужа Снегиной. Снегина в гневе на поэта, которому доверяла. Земля достаётся крестьянам. Проходит время. Анна, попросив прощение за обиду, уезжает вместе с матерью. Главный герой возвращается в Петербург. А через некоторое время получает письмо от мельника, в котором говорится, что Прон Оглоблин был расстрелян отрядом Деникина. Приехав навестить мельника, поэт получает второе письмо, от Анны из Лондона.

Есенин: жизнь в фотографиях

На фотографии дом Есенина, в котором он жил первые несколько лет своей жизни. Дом двухэтажный, не от большого достатка, а наоборот, от нехватки у деда поэта, Никиты Осиповича, земли на все необходимые постройки. Поэтому приходилось выкручиваться. На нижнем этаже были хозяйственные помещения, а на верхнем жила семья. И художники, которые ездили в Константиново уже в более позднее время, писали интерьер именно этой крестьянской избы. Здесь ничего особенного, все сделано своими руками. Вот такие рушники делали тогда крестьянки. Сами пряли, ткали, раскрашивали в разный цвет. Это довольно сложное занятие. Такие полотенца, как мы видим, были и в семье Сергея Александровича Есенина.

Родители поэта поженились, когда отцу было восемнадцать лет, а матери шестнадцать с половиной. Для того времени это было нормально: слишком мало люди жили, надо было и детей вырастить, и внуков понянчить. Отец работал в Москве, а мать, Татьяна Федоровна, жила в деревне. Была она первой красавицей, рукодельницей, хоть и безграмотной, но именно ей сын потом читал свои стихи. Когда Сергей появился на свет, мать занималась хозяйством в этом доме, а хозяйство было немаленьким. В доме постоянно жили какие-то постояльцы: те, кто пришел на богомолье, какие-то странники, песенники. Пускали их потому, что это приносило доход, нечем особо еще было заработать. На молодую Татьяну свалилось все – и стирать, и убирать, и готовить, и по хозяйству возиться, и скотину соблюдать. Девушка потерпела-потерпела, и когда маленькому Сереже еще не было трех лет, забрала она его с собой и пошла жить к своим родителям, Титовым, обратно, благо это все в одном селе.

Дед по матери, Федор Андреевич Титов, был человеком грамотным. Было у него дома немало церковных книг, и по ним маленького Сережу учили читать лет с пяти. Бабушка, очень любившая книга, была замечательная сказительница, знавшая многих песен, которые пела внуку, и сказок, которые рассказывала. Этот бабушкин фольклорный багаж заметно повлиял на творчество Есенина.

Через несколько лет родители поэта помирились и снова стали жить вместе, все в том же двухэтажном дедовском доме. У Сережи появились две сестры, в 1905 году Екатерина и в 1911 году Александра. Между братом и младшей сестрой разница почти в шестнадцати. Сергей был для нее и нянькой, и игруном, и заботником, и опекуном. Очень много Есенин сделал для сестер. Когда они выросли и переехали учиться в другой населенный пункт, он оплачивал их обучение, никогда их не забывал. В 1922 году старый дом сгорел. Есенин в это время был за границей, но когда вернулся, очень много сил и средств вложил в то, чтобы родители построили новый дом, в котором затем и доживали свой век.

Вот постановочная фотография. Ее сделал приятель местного священника, который много ездил по России и снимал крестьян в национальных костюмах. Вот батюшка и попросил знакомца снять своих односельчан. Если вы обратите внимание на эту женщину на фотографии, то она облачена в так называемый шушун. Это про него поэт писал в своем стихотворении «Письмо к матери» - «не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне». Действительно, молодые эту одежду, изготовляемую из шерсти и носимую поверх основного платья, уже в то время избегали, она была уделом пожилых бабушек.

Есенин пошел в школу в девять лет, окончил ее с похвальной грамотой, и на семейном совете было приято решение – пусть он учится дальше. Но школы с дальнейшим курсом в Константиново не было, зато в селе Спас-Клепики, что неподалеку, была церковно-приходская школа. Туда и отправился учиться юноша. Три года он там учился, и все это время выплескивал на бумагу свои стихи. Писал и на уроках, писал и после уроков, главное, чтобы было, чем и на чём писать. Посмотрите на вот эту ручку – именно такими тогда и писали, в том числе и Есенин.

Есенин писал свои стихи в основном на отдельных листах бумаги. В то время у него появился закадычный друг Гриша Панфилов, ставший своеобразным судьей раннего есенинского творчества. Вот здесь мы видим приписку рукой Панфилова: «Подражание Кольцову [этот поэт в то время был популярен], но если обработать, получится прекрасная песня». Действительно, поэзия Есенина настолько мелодична и лирична, что его стихи стали основой многих песен, и до сих пор композиторы обращаются к этому источнику, создавая различные романсы».

Есенин окончил школу с блестящими результатами и хотел продолжить обучение. Родители говорили о поступлении в институт, но денег на это в семье не было. Поэтому Есенин в 1912 году переезжает в Москву, где начинает работать в той же мясной лавке, что и отец. Но эта работа совершенно не вызывала у него восторга, поэтому он переходит на другую – в знаменитую книжную типографию Сытина. Здесь выпускались произведения лучших авторов и в самом лучшем оформлении. Эти шикарные иллюстрированные книги до сих пор стоят того, чтобы просто подержать их в руках. Но были там и маленькие дешевые книжечки, которые могли купить крестьяне и вообще малообеспеченные люди. Они стояли одну, две, три копейки. Вот такие книжки выпускались сытинской типографией.

Есенин работал помощником корректора. Он поступил на работу в 1913 году, тогда же стал вольнослушателем не менее знаменитого, чем типография Сытина, народного университета имени Шанявского. Этот человек, генерал и предприниматель Альфонс Шанявский, собственный дом и все состояние завещал под университет для развития народного образования. Разве кто-нибудь из сегодняшних меценатов такое сделает?

В этот же период Есенин посылает в Константиново своему духовному наставнику, отцу Иоанну фотографию. Вот так он выглядел в восемнадцать лет. В подписи к фотографии Сергей желает «дорогому батюшке» всякого счастья и добра. Вот автографы Есенина. Свои первые стихи Есенин писал в двух тетрадях, из которых намного позже был сформирован сборник «Больные думы».

Есенин очень хотел печататься. В 1914 году в детском журнале «Мирок», наконец, появились его первое стихотворения. Это была ныне широкоизвестная «Береза» - та самая «белая береза под моим окном». Стихотворение действительно очень красивое. И молодого поэта заметили, стали просить о новых стихотворениях для публикации. Сначала он печатался в Москве, но прекрасно понимал, что для того, чтобы его имя прозвучало, надо выходить на более высокий уровень. И поехал он в Петроград, столицу тогдашней дореволюционной России. Буквально с дороги появился он в доме ведущего русского поэта той поры, Александра Блока. Блок был удивлен – какой талант у неизвестного практически никому крестьянского паренька. Он рекомендовал его своему другу, покровителю крестьянских поэтов Сергею Митрофановичу Городецкому. С помощью Блока и Городецкого Есенин был введен в светские и литературные салоны Петрограда.

Вот на фотографии группа так называемых новокрестьянских поэтов. Есенин постепенно становится одним из них. И постепенно его имя приобретает все больший и больший вес.

1914 год – начало Первой мировой войны. Кто-нибудь помнит, почему тогда Санкт-Петербург был переименован в Петроград? Да, совершенно верно, из патриотических соображений, и так долгое время и назывался. На фронт надо идти и Есенину, ведь у него вполне призывной возраст – двадцать лет. Но такого поэта нельзя отправлять на фронт. Городецкий, пользуясь своими связями, выхлопотал Сергею назначение санитаром в военно-санитарный поезд №143, находившийся под непосредственным покровительством самой императрицы Александры Федоровны. Царская семья не была высоко и далеко от толщи войны. Очень многие ее члены мужского пола пошли воевать на фронт, а княжны становились сестрами милосердия в лазаретах. В середине 1916 года перед такой публикой, где была и императрица, и великие княжны, Есенин выступал со своими стихами. Для выступления ему был сделан костюм в русском народном стиле: вышитая рубаха, бархатные штаны, сапоги на высоком каблуке. Есенин, который обладал великолепной памятью, мог очень долго читать стихи, и читал их в тот день перед знатной публикой. В благодарность за выступление императрица Александра Федоровна подарила поэту золотой перстень, который хранится сейчас в есенинском музее в Константиново.

Кстати, о народном костюме – у нас на выставке, как видите, для иллюстрации рязанских корней Есенина представлен традиционные крестьянские костюмы Рязанщины. Он весь построен на сочетании черного и красного. Вот женский костюм: рубашка, понева черная, запан и распашной белый навершник. Очень характерно сочетание черной клетки и ярко-красной полосы-каймы. А вот традиционный мужской костюм. Вроде совершенно простой, но рязанские крестьянки старались и свои, и своих мужей и сыновей украсить красивой вышивкой, видите, какая она обильная и интересная – по подолу, по рукавам. На праздники же костюм был намного красочнее, женщины одевали всяческие украшения, подвески, а мужчина сатиновые рубашки, иногда даже хлопковые. А затем они выходили на луг и там плясали, водили хороводы. Обычно этом были церковные праздники. Есенин напишет о таких праздниках в своем стихотворении «Гой ты Русь моя родная»:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс

Такие праздники сопровождались залихватской игрой на тальянке? Кто-нибудь знает, что это? Это Сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится двенадцать-пятнадцать кнопок, на левой - три. Левые три клавиши издают звон колокольчиков. Два колокольчика наподобие велосипедного колокольчика расположены также слева.

Революцию 1917 года Есенин встретил очень восторженно. Считая, что новому времени нужна новая поэзия, он стал одним из поэтов-имажинистов. Кто-нибудь знает, что за это направление? Его название происходит от латинского слова imago- образ. Имажинисты считали, что целью поэзии является создание образа. Основным их выразительным средством имажинистов была метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов, прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов был характерен сильнейший эпатаж и анархические мотивы. Как говорил один из соратников Есенина по имажинизму, Вадим Шершеневич: «Поэзия без образа – это безобразие». Такое творчество пользовалось в начале 1920-х годов популярностью, поэты-имажинисты выходили перед большим скоплением публики и очень эмоционально читали свои стихи. Поэтому и пользовались они таким большим спросом.

Есенин был в этом кругу первым поэтом, лидером. Очень ценилось его творчество и особенно манера чтения. Золотые волосы, голубые глаза, пальто нараспашку – он весь эмоционально переливался в свои стихи. Конечно, у него и его творчества было очень много поклонников. Его имя гремело тогда везде и всюду. И в 1921 году Есенин был уже настолько признан и любим, что у него, наконец, появилась возможность поехать в Среднюю Азию. Хотел он поехать в Персию, насладиться тамошними красотами, но это было еще невозможно, а вот в Среднюю Азию уже возможно. И вот в первой половине 1921 года он совершает свое первое серьезное путешествие в Туркестан. Пойдем посмотрим, как же оно происходило.

Для поездки был предоставлен специальный вагон. Он был очень комфортным, там было и спальное помещение, и что-то типа кабинета, где поэт мог сидеть и работать. Маршрут проходил по тем местам, где когда-то было восстание Пугачева. А эта личность давно интересовала Есенина, и он за время путешествия написал поэму, которую так и назвал – «Пугачев». Писал он ее долго, месяц, и написал очень длинной. Как известно, у Пушкина, помимо художественного произведения о Пугачевском восстании «Капитанская дочка», есть документальный очерк тех же событий, «История Пугачевского восстания». Есенин мало того что все это прочитал, он достал и прочитал все возможные документы, касающийся этих событий. На основании всего прочитанного и личных впечатлений от мест восстания и была создана поэма «Пугачев».

Посмотрите, как он писал это имя – ПугачОв; мы сейчас пишем через «е». Дело в том, что современная грамматика появилась намного позже, а раньше после шипящих согласных писалась «о». И вот обратите внимание на рукописи Есенина и его почерк. Когда у него хорошее настроение и ничего не тревожит, у него почерк очень понятный, красивый, ровный. А когда его одолевают какие-то горестные думы, стихи он пишет с угла на угол, и, кроме того, в тексте очень много правок. То что он думал, что испытывал, то и отражал в стихах. Когда Есенин излагал на бумагу впечатления от своего путешествия, он написал эту поэму, и она много раз переиздавалась. И практически каждое свое выступление он начинал с чтения этой поэмы, очень большой и сложно, но тем не менее желательной для ознакомления.

Есенин был очень модным, элегантным человеком, одевался с большим вкусом. Вот здесь можно увидеть его любимую мягкую шляпу. Вот такая шляпа называется котелок. Еще у него было несколько пар перчаток: лайковые, замшевые. Рука у него в отличие от обычной крестьянской была узкая, и он очень красиво смотрелся в такой одежде.

В Туркестане Есенина встречали очень радушно. И благодаря этой поездке, а также его более поздним поездкам в Кавказ и Закавказье, и сформировался цикл любовной лирики, названный «Персидские мотивы» - очень красивый и нежный.

У Есенина было три официальных брака. От брака с актрисой Зинаидой Райх у него было двое детей, но не уживались они вместе, поэтому в 1921 году развелись. И Есенин совершенно неожиданно женился на иностранке, американской танцовщице Айседоре Дункан. Она и раньше бывала в России, но сейчас приехала в Москву в расцвете творческих сил. А танцевала она очень интересно. Она выходила на сцену босиком, не признавая никакой обуви, надевала прозрачные блестящие одежды, могла танцем передать любой образ. Танцевала под любую музыку, даже под пение, даже под тикание часов. Действительно, ее недаром называли «великой босножкой». Она бывала и в Европе, и в Америке, и, как мы уже сказали, в России. У нас она предприняла попытку сделать несколько школ для одаренных детей. В одной из таких школ училась младшая сестра Есенина, Александра. Дункан подарила вот такой вот бубен, который затем был передан в музей в Константиново. Благодаря этому браку Есенин смог побывать за границей, и длилось его заграничное путешествие около пятнадцати месяцев. Но оба были люди творческие, не удовлетворяли друг друга, и вскоре после возвращение поэта на Родину брак распался.

Для Есенина настала пора новых путешествий. Был он то в Москве, то в Ленинграде, то в Константиново, то на Кавказе. На Кавказе у него было много друзей, поклонников, и именно им посвящены многие стихи из цикла «Персидские мотивы».

В последние два года своей жизни Есенин написал много стихов, посвященных советской власти, революции, очень много лирики у него в это время. В том числе и «Письмо к матери»

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

К «Письму» написана замечательная музыка, и этот романс до сих пор часто и с удовольствием поют.

Для Есенина это очень плодотворный, великий период, но в этот время его настигает тяжкий мировоззренческий и личный кризис. Он не понимает, кто он в новой жизни, где же он, как же он. Его одолевает тоска по старой Руси, с крестьянскими избами, золотыми маковками храмов. Он умом понимает, что стране и ему лично нужно идти вперед, развиваться, но сердце тянет назад, в патриархальный сонный мир. И вот раздрай все более и болеет окрашивает его настроение в сумрачные цвета. Поэтому почти все поздние стихи написаны вот так вот, углом. Искусствоведы считают это отражением его глубокого внутреннего кризиса.

Москва. Этот город Есенин и любит, и периодически ненавидит, но тем не менее с Первопрестольной очень многое его связывает. Первый выход в свет его напечатанного стихотворения, первые сборники с его стихами. Обратите внимание на сборники начала ХХ века, где печатались стихи Есенина. Москва была тогда совершенно иным городом по сравнению с тем, что мы знаем сейчас. Это была историческая столица России, поэтому и выглядела она старой, патриархальной, как живой архитектурный музей под открытым небом. Недаром применительно к ней говорили про «сорок сороков» колоколен. Церквей там действительно было очень много. Сам Есенин писал о той Москве

Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

Есенин был знаком с очень многими московскими литераторами, хозяевами литературных салонов. И вот одной хозяйке такого салона он посвящает свое четверостишье

Любовь Столица, Любовь Столица,
О ком я думал, о ком гадал.
Она как демон, она как львица,—
Но лик невинен и зорьно ал.

Действительно, была такая женщина в Москве, поэтесса Любовь Никитишна Столица, в доме которой происходили литературные собрания, чтения.

Бывал Есенин и в Ростове. В 1920 году по дороге на Кавказ в нашем городе он остановился на две недели. Жил он на вокзале в том самом вагоне, в котором совершал путешествие. Вот так тогда выглядел наш главный железнодорожный вокзал. Есенин просто принципиально не хотел связываться ни с какими гостиницами, ни с наемными помещениями, а вагончик был оборудован всем необходимым. Вместе со своим другом, поэтом Анатолием Мариенгофом, Есенин выступал на концертах и чтениях своих стихов вот в этом здании. Знают его ростовчане прекрасно, оно находится на углу Ворошиловского и Большой Садовой. Там тогда располагался кинотеатр «Колизей» на шесть сотен мест, и когда выступал Есенин, свободных мест не было, яблоку не было куда упасть. Его держали на сцене по два, а то и по три часа, не отпускали, настолько он мастерски читал стихи, что хотелось слушать и слушать. А потом в советское время в этом здании был тоже кинотеатр, но назывался он уже «Буревестник». И сейчас на стене висит памятная доска, говорящая о том, что здесь почти сто лет назад выступал Есенин.

В свободное время Есениным с Мариенгофом гуляли по городу. Вот этот снимок сделан на территории Центрального городского сада, сейчас это парк Горького. Выглядел вход в него вот так. И вот там гуляли Есенин с Мариенгофом, естественно, преследовала их толпа поклонников, но все-таки удалось им, видимо, улучить время и спокойно сфотографироваться.

Есенину судьба отвела всего тридцать лет жизни. Последние два – это колоссальный кризис его творчества и надрыв душевных сил. В 1925 году Сергей Александрович вступил в свой третий и последний брак с внучкой Льва Николаевича Толстого – Софьей Андреевной Толстой. Как и ее бабушка и тезка, Софья была мужу и другом, и помощницей. Но вновь между Есениным и супругой не было согласия. Толстая была представительницей великой фамилии, а Есенин все продолжал озорничать и чувствовал себя несколько ущербным на фоне вот этой огромной для России фамилии. Начались ссоры, скандалы, и 23 декабря 1925 года Есенин рвет все связи с Москвой, расстается с Толстой и уезжает в северную столицу, Ленинград. Он хотел начать там новую жизнь, создать журнал, но судьба распорядилась по-другому. 25 декабря 1925 года он останавливается в гостинице «Англетер», а через три дня его находят в номере мертвым. На эту существует много версий, но официальная, что он повесился в порыве отчаяния и депрессии. Хотя существует много версий о спровоцированности или инсценированности этой смерти.

Это была огромнейшая потеря для России, и когда Есенина хоронили на Ваганьковском кладбище, проститься с ним пришли более двух сотен тысяч человек. Поток шел и шел, не прекращаясь, настолько Есенин был любим народом, всеми слоями общества. Его стихи переписывали, передавали из рук в руки, на них складывали песни, их читали перед публикой и в кругу семьи. И прежде чем отнести гроб с телом поэта на кладбище, его трижды пронесли вокруг памятника Пушкину, чтобы показать – этот поэта по величию приравнивают к тому, что был солнцем русской поэзии.

Для нас Есенин остается значимой, более того – великой фигурой. Это был истинный певец русской земли.

Вот фотографии женщин, которые были для Есенина музами. Вот Лидия Ивановна Кашина, помещица села Константиново. Она была знакома с поэтом лично, и когда он уже был очень популярен, пригласила его к себе в усадьбу. Кашиной поэт посвятил поэму «Анна Снегина». Анна Романовна Изряднова. У нее от Есенина был сын Юрий. В 1937 году этого парня арестовали по ложному обвинению, и он был расстрелян. Анна Романовна прожила еще несколько лет, не зная, что ее сына уже нет в живых. А вот Августа Миклашевская, актриса Московского камерного театра. По происхождению ростовчанка. В Ростове она училась в Екатерининской гимназии, закончила ее с золотой медалью и затем переехала в Москву. Ей Есенин посвятил многие, очень проникновенные стихотворения, которые затем вошли в цикл «Любовь хулигана». Галина Артуровна Бениславская, верный друг и помощник Есенина на протяжении многих лет. Она была для него отдушиной, участвовала во всех его личных и других делах. Есенин был для нее кумиром, и через год после его смерти, не выдержав тоски, она покончила жизнь самоубийством на его могиле.

И Айседору Дункан постигла печальная судьба – ее задушило собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Совпадение или нет, но удел всех женщин в судьбе Есенина – трагический конец. Все начинания Дункан, связанные с школами танцев, после ее гибели канули в неизвестность. Сначала, когда она пыталась их организовать в Москве, под это амбициозное дело был выделен особняк на Пречистенке. Там в одном из залов, так называемом Голубом зале, обучались и выступали дети под руководством самой Айседоры. Было у них и несколько выступлений, одно из которых пришлось на празднование годовщины Октябрьской революции в 1921 году. Дети не только танцевали, но и пели. Такое сочетание пение и танцев было тогда в моде. Но после смерти зачинательницы вся эта затея распалась.

Надежда Давыдовна Вольпин, поэтесса и переводчица. У нее был сын от Есенина, Александр Сергеевич Есенин, тоже наделенный поэтическим даром. Он был последним из детей Есенина, переехал в 1970-х года в Америку, там стал профессором Бостонского университета, был одним из ведущих математиков мира, и скончался относительно недавно, в 2016 году, девяносто двух лет от роду.

А вот фотография Софьи Андреевны Толстой. Несмотря на прижизненные ссоры и разногласия с Есениным, Толстая очень много сделала для его памяти. Благодаря ей были сохранены и собраны рукописи, письма, наброски и черновые варианты стихов Есенина. Софья Андреевна все это тщательно собрала, создав фонд, который затем стал основой музеев Есенина, как в Москве, так и в Константиново.

Зинаида Райх, первая жена Есенина, родившая ему детей, Татьяну и Константина. После развода с Есениным она стала женой Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера, который тогда был очень известен. Райх тоже постигла трагическая судьба. В 1939 году ее зверски убили неизвестные в собственной квартире, а годом спустя, опять-таки по ложному доносу, был расстрелян и Мейерхольд.

Вот так настигала жизнь тех, кто был близок Есенину, любил его, ценил. И на многие годы после его смерти творчество его было совершенно заброшено, его считали чуть ли не враждебным советской власти, считали певцом отсталого крестьянства, тянувшего Россию назад. Но ничего, с 1940-х годов жизнь все расставила по своим местам. Имя Есенина как певца русской земли начало опять появляться в печати. Вновь начали печатать его стихи, сначала о природе, потом о любви к родной земле, постепенно круг стихов расширялся, начались печататься сборники. Самое главное, о чем писал Сергей Есенин – это о своей бесконечной любви к родной земле. И рассказ о нем имеет смысл завершить его строками

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".