Директор ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяна Александровна Полухина

 

На сегодняшний день производством кирпича в России занимаются около 1000 предприятий. При этом в крупнейших субъектах ЮФО – Краснодарском крае, на Ставрополье и в Ростовской области – функционируют соответственно 130, 85 и 20 кирпичных заводов. На Кубани производится 500–600 млн штук кирпича в год, в Ставропольском крае – около 200, в Ростовской области только 4 наиболее крупных завода дают в совокупности 150 млн штук.

Наиболее острой проблемой кирпичной отрасли на Дону является износ оборудования и необходимость реконструкции большинства предприятий. Средний срок службы донских кирпичных заводов – 50 лет. Но есть и «долгожители»: сальский работает уже более 80 лет, а чалтырский – больше века. По мнению специалистов, для обеспечения потребности строительной отрасли, которая нуждается во все большем объеме материалов, в Ростовской области необходимо построить еще несколько заводов общей мощностью 215 млн штук кирпича в год.

Сейчас на Дону нет крупных производителей облицовочного кирпича, его везут из других регионов или используют для облицовки обычный керамический кирпич местных предприятий, например Сальского кирпичного завода. По мнению сальских производителей, в любом случае они в накладе не останутся, так как облицовочный кирпич будет использоваться в основном при строительстве дорогих объектов: его средняя цена 7–15 руб./шт., тогда как продукция сальского завода реализуется по 3–4 руб./шт.

Если проанализировать российский рынок кирпича в целом, то следует отметить, что в 2006 году в ряде регионов страны наблюдался дефицит кирпича. Это было связано с запуском нацпроекта «Доступное жилье» и увеличением темпов жилищного строительства. По мнению специалистов, в 2007 году кирпичные заводы, стараясь удовлетворить запросы строительной сферы, произведут около 12 млрд условного кирпича и его потребление по сравнению с 2006 годом возрастет на 4,4%. Рост спроса на кирпич, считают аналитики, подтолкнет производителей к реконструкции производств и увеличению мощностей. Но кардинальным образом это ситуацию не изменит: к 2008 году на местных рынках все еще будет наблюдаться дефицит кирпича, а потребление хотя и увеличится, но в меньшей степени, чем в 2007 году – только на 3,3%.

 

О том, как развиваются предприятия кирпичной промышленности ЮФО, мы беседуем с директором ЗАО «Сальский кирпичный завод» Татьяной Александровной Полухиной.

 

– Мы производим несколько марок керамического строительного кирпича и фигурный кирпич пяти видов, – говорит директор. – Технологию изготовления фигурного кирпича на завод привез бывший его руководитель Анатолий Николаевич Кашин из Финляндии, где он знакомился с работой кирпичных производств. Фигурный кирпич используют при облицовке, и, надо сказать, в больших объемах его не берут. Хотя на него бывают и крупные заказы.

 

РП: Считается, что лучший кирпич итальянский. Каков он в сравнении с российским?

 

Т.А. Полухина: Во-первых, это разные классы кирпича: итальянский – облицовочный, выпускаемый нами – строительный. Для повышения морозостойкости при производстве кирпича мы используем выгорающую добавку – уголь, что увеличивает пористость изделия.

Сегодня СКЗ выпускает 63 млн кирпича в год. Производство непрерывное: не останавливается ни на день. География сбыта – юг России: Волгоград, Туапсе, Адлер, Сочи. С начала строительного сезона и по октябрь, по словам Татьяны Александровны, из заказчиков образуется очередь. Но сначала завод старается обеспечить материалом стройки, крупных покупателей; приобрести его продукцию может также и частное лицо для индивидуального строительства…

В период экономического кризиса СКЗ, как и многие другие предприятия страны, переживал не лучшие времена. Но благодаря грамотному управлению завод вышел из трудного положения и стал развиваться: заводчане осуществили модернизацию – построили 120-метровую туннельную печь и перевели ее на газ, обновили парк автотранспорта и автокаров, приобрели пресса новой модификации. Как отмечает наша собеседница, в России пресса СКЗ одни из лучших. У завода на сегодня 4 печи: две кольцевые, работающие на угле, производительностью соответственно 20 млн штук кирпича в год и 6,5 млн; 120-метровая туннельная с годовой мощностью 24 млн штук; 80-метровая, которая производит в год 14 млн штук. В свое время работающая на газе 120-метровая печь обеспечивала предприятию меньшую себестоимость продукции, чем угольные печи. Но в связи с удорожанием газа затраты, создаваемые всеми печами, сравнялись.

В основном предприятие работает на отечественном оборудовании. По словам директора, импортное оборудование хотя и высокого качества, но рассчитано на пластический способ прессования кирпича, применяемый почти всеми западными производителями, которые работают на высокопластичных глинах. В конечном итоге, свойства сырья и определяют способ прессования. Глина, используемая сальчанами, менее пластична, соответственно и прессуется по-другому – полусухим способом.

 


 

РП: Есть ли у Вас планы по дальнейшей модернизации производства?

 

Т.А. Полухина: Хотим на месте шестнадцатикамерной кольцевой печи построить туннельную газовую. Это, с одной стороны, улучшит условия труда, а с другой – увеличит производительность. Но на сегодняшний день провести такую модернизацию мы не можем из-за того, что в стране нет оборудования, отвечающего современным стандартам. Нам предлагают те же самые кольцевые печи, только на газе. Я считаю, это не прогресс. И вообще, промышленность у нас остановилась на уровне 1950–1960-х годов. В Россию все больше везут устаревшее оборудование из Италии, но наш производитель и этому рад… Сегодня существует единственный завод, который выпускает запчасти к нашим прессам – СМ-1085. Находится он в Могилеве. И мы вынуждены обращаться к нему за помощью. Могли бы, конечно, заказывать запчасти в другом месте, но от этого пострадает качество – продукция кустарного производства, выпускаемая неизвестными фирмами, нам не нужна…

По сути, сегодня у нас нет как промышленной базы, так и научной и технологической: в свое время в стране развалили институты, которые занимались технологией стройматериалов, развитием этой отрасли. А помните, при Хрущеве был брошен клич: «Каждому по квартире!» и предложен рецепт решения жилищной проблемы – панельные дома? Предприятия, производившие керамический кирпич, оказались не у дел. Остались только сезонные заводы в колхозах. Но потом наконец-то поняли, что по ряду характеристик панели уступают кирпичу: это и срок службы, и теплопроводность, а кроме того, панельные дома создают радиоактивную опасность.

 

РП: Сейчас становится популярным цветной кирпич. Можете ли Вы освоить эту технологию?

 

Т.А. Полухина: Мы бы с удовольствием, но, во-первых, это дорогостоящее производство, а во-вторых, при нашем полусухом способе прессования подобную технологию мы применять не можем. Чтобы получить цвет, помимо красящего вещества, в смесь надо добавить воды, только так получится однородная окраска. А сколько бы мы ни мешали сухой порошок, однотонности не добьемся.

В заключение нашей беседы Татьяна Александровна коснулась еще одной проблемы завода – кадровой.

– Мы испытываем нехватку специалистов, – говорит директор. – На предприятии работают люди, которые вскоре могут уйти на пенсию. Я им благодарна: спасибо, что они не оставляют производство, и дай бог, чтобы еще поработали. Но все-таки нам нужна молодая смена – выпускники строительных вузов, которые стремились бы не просто повысить свое благосостояние, но и болели бы душой за общее дело. Преданность своему предприятию – это очень важно. Так относимся к своему труду мы. Этого я желаю и молодежи, которая придет на завод после нас.

 

Copyright Курзенев А.Н. © 2007
Copyright rp100.ru © 2007
Copyright ООО "Издательтво "Разрешите представить!" © 2007
Все права защищены.