Серьезная поддержка со стороны государства, что является обязательным условием эффективного функционирования отрасли в условиях острой конкурентной борьбы.

 

 У России есть два союзника – её армия и её флот»,

 – сказал в своё время император Александр II

 

Александр Александрович Хворос - генеральный директор ЗАО «Ахтарская судоверфь»

 

На определенном отрезке развития мировой экономики судостроение (как до него автомобилестроение) являлось локомотивом, обеспечивающим ускоренное развитие таких стран, как Япония, Южная Корея, а с недавних пор и КНР. В этих странах судостроительная промышленность пользовалась и пользуется серьёзной поддержкой со стороны государства, что является обязательным условием эффективного функционирования отрасли в условиях острой конкурентной борьбы. К сожалению, российские судостроители работают в условиях существенно более сложных, чем зарубежные конкуренты. На протяжении последних 10-15 лет российские судостроительные заводы испытывали огромный дефицит в заказах на строительство судов и, прежде всего, от отечественных заказчиков, что привело к замедлению производственного роста, невозможности осуществить работы по техническому перевооружению и модернизации заводов и, как следствие, к их отставанию по техническому уровню от зарубежных верфей. Из-за отсутствия финансирования судостроительной науки по целому ряду научных направлений возникла угроза потери ряда технологий производства продукции мирового уровня. В последнее время, правда, ситуация определённым образом меняется к лучшему. Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2007 года о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), разработка под руководством Минпромэнерго России «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года» и Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.» , проведение Минпромэнерго России конкурса лизинговых проектов в области гражданского судостроения – всё это создаёт серьёзные предпосылки для всестронней консолидации всех заинтересованных в преодолении кризиса в отрасли сторон и разрешения имеющихся, достаточно серьёзных, проблем. Но пока считать кризис закончившимся явно преждевременно. На некоторые вопросы, касающиеся этого злободневного вопроса, нам согласился ответить генеральный директор ЗАО «Ахтарская судоверфь» Александр Александрович Хворост.

 Данная судоверфь создана ещё в 1935г. для ремонта лодок, постепенно укрупнялась и обретала большую профильность и теперь занимается строительством и обслуживанием судов рыболовецкого флота, а также ремонтом любых судов до 40 метров размером и грузоподъёмностью до 350-400 тонн. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться верфи, достаточно типичны для нынешнего состояния судостроения в России в целом.

 

 

 РП: Александр Александрович, нынешнее кризисное время поневоле заставляет вспомнить давно, казалось бы, преодолённую нестабильность 90-ых годов...

А. Хворост: Cоглашусь, но лишь отчасти. В 90-ые годы мы жили по принципу «не до жиру – быть бы живу», долгий период о профильной деятельности верфи речь вообще не шла, занимались в основном заказами по металлообработке, благо оборудование позволяло. Сейчас о таком речь, к счастью, не идёт, более того, есть твёрдая уверенность в дальнейшем росте объёмов производства.

 

РП: Подкрепляется ли эта уверенность реальной заинтересованностью в ваших судах?

А. Хворост: Безусловно. Достаточно заказчиков и среди частных, и среди юридических лиц, предприятий, нуждающихся во флоте для перевозки грузов и персонала; участвуем в тендерах Росморфлота. Есть заинтересованность и за рубежом - в основном в странах СНГ, например в Украине и Казахстане, но были запросы и из Испании. Однако с теми же украинскими верфями нам пока конкурировать тяжеловато – у них и политика по отношению к инвесторам мягче, и рабочая сила дешевле.

 

РП: Можно ли считать достаточной поддержку, оказываемую вам государством?

А. Хворост: Несмотря на принятую стратегию развития судостроительства в России, государственную поддержку как таковую, мы пока толком не ощущаем (в данном случае я говорю об отрасли в целом, а не только о нас, хотя мы,например, единствнная верфь в регионе, ближайшая в Астрахани, однако ж поддержки не получаем). Нет каких-то особых законодательных льгот, налоговых послаблений. Впрочем, это не главное, что нам требуется, больше всего хотелось бы, чтобы государство ориентировало покупателей на отечественного производителя. Да, мы во многом отстаём от зарубежных конкурентов из Китая, Южной Кореи, но если не доверять нам, то это отставание не преодолеть никогда, а с каждым заказом у своих оно пусть ненамного, но уменьшается. «Дорогу осилит идущий», – так гласит мудрость. Работаем, впрочем, над преодолением отставания в качестве и технологиях и сами обновляем станочный парк (опять-таки общая проблема), делаем производство более инновационным.

 

РП: Вы хотели бы, чтобы государство поддерживало отечественного производителя. Дело благое, но для этого надо, чтобы и продукция хотя бы в перспективе соответствовала вызовам времени...

А. Хворост: Она соответствует не только в перспективе, но и на сегодняшний день. Делаем прогулочные, транспортные, водолазные суда размером до 40 метров, но при хорошем заказе можно и до 60. Cтроим прогулочные яхты с иностранным оборудованием и навигацией, можем делать и спортивные.

 

РП: С кадрами проблем не возникает?

А. Хворост: Действительно, найти, например, высококвалифицированого (а другие нам не нужны) токаря в нашем Приморско-Ахтарском районе не такая уж простая задача. Поэтому потихоньку набираем молодёжь, которая на месте учится у наших мастеров высшего разряда и перенимает у них навыки и мастерство. Штат у нас – сто человек, и каждый приносит реальную пользу, – иначе нельзя. Есть конструкторское бюро, занимающееся перепланировкой заказов, есть специалисты-аналитики, зондирующие потребности потребителей.

 

РП: Опытом с отечественными и зарубежными коллегами обмениваетесь?

А. Хворост: С учётом наукоёмкости нашего производства обмен опытом – вещь необходимая. Правда, пока только с отечественными, с зарубежными контакты не налажены, а хотелось бы пообщаться с теми же китайскими, корейскими, немецкими коллегами, у которых нам ещё есть чему поучиться.

 

РП: Не поделитесь планами на ближайшее будущее?

А. Хворост: Они достаточно обширны – это и производство судов обеспечительного флота, и буксиров, и буксиров морских. Хотим увеличить мощность производства, чтобы увеличить тоннажность, строить и ремонтировать крупные суда. Сейчас как раз программа всего этого – в стадии активной разработки.

 

РП: Где планируете брать средства на данные нововведения?

А. Хворост: Находимся в постоянном поиске крупных заказчиков, способных обеспечить нам линию производства сразу на длительный срок, и инвесторов.

 

РП: А край вам помогает?

А. Хворост: В своё время, когда мы переживали не лучшие времена, краевые власти сильно помогли нам, договорившись с арбитражным судом о приостановлении процесса банкротства; в результате ситуация была стабилизирована, за что им огромное спасибо. Всегда представляют нас при презентациях рынка края на государственном уровне, за это – спасибо отдельное. Мы не остаёмся в долгу, помогаем, например, с организацией разных общественных мероприятий, празднованием памятных дат.

 

                                                                                               Copyright Курзенев А.Н. © 2010
Copyright rp100.ru © 2010
Copyright ООО "Издательтво "Разрешите представить!" © 2010
Все права защищены

 

 

Выполняем заказы

по изготовлению судов обеспечения, рыболовецких, землеснарядов, буксиров, буровых платформ.

 Приморско-Ахтарск, ул. Бульварная, 33, тел. 8(86143) 334-19