История

Чтобы понять суть антисемитизма Гитлера и его желания истребить европейских евреев, необходимо для начала обратиться к ситуации в Германии и Австро-Венгрии в конце XIX-начале ХХ века.

Роль евреев в экономике, политике, культурной жизни

Евреи играли весьма значительную роль в общественно-политической, финансово-экономической и культурной жизни этих стран. Современный исследователь Юрий Слезкин в своей книге «Эра Меркурия» приводит следующие цифры:

«В начале XIX века 30 из 52 банков частных банков Берлина принадлежали еврейским семьям; сто лет спустя большинство из них стали акционерными компаниями с еврейскими управляющими, многие из которых состояли в прямом родстве с отцами основателями и друг с другом. Крупнейшие из немецких акционерных коммерческих банков, в том числе "Дойче банк" и "Дрезден банк", были основаны при участии еврейских финансистов. […]

В Вене времен fin de siecle [рубежа XIX-XX веков – С.С] 40% директоров публичных банков были евреями, и все банки, кроме одного, управлялись евреями.[…]

Доля евреев в правлении венской фондовой биржи оставалась на уровне примерно 70%, а в Австрии из 112 промышленных директоров, занимавших в 1917 году более семи директорских мест одновременно, половину составляли евреи.
В 1908-1910 годах евреи составляли 0,95% населения Германии и 31% богатейших семейств.

Ну и, разумеется, Ротшильды, "банкиры мира" и "цари евреев", были самой богатой семьей XIX века.[…]

В Вене на пороге нового столетия евреями были 62% всех адвокатов, половина докторов и дантистов, 45% сотрудников медицинских факультетов и одна четвертая всех преподавателей вузов, а так же от 51,5 до 63,2% профессиональных журналистов. (Евреи - 3-4% населения Австрии)

В Германии, Австрии и Венгрии начала XX века издателями, редакторами и авторами большинства национальных газет, не являвшихся специфически христианскими и антисемитскими, были евреи (впрочем, в Вене даже христианские и антисемитские газеты иногда издавались евреями)».

Формирование взглядов Гитлера

Эта ситуация вызывала у многих раздражение, ревность и недовольство. Так, в Вене в 1897 году бургомистром стал христианский социалист Карл Люэгер, внесший большой вклад в развитие города и при этом открыто придерживавшийся антисемитских взглядов. Этот политик оказал большое влияние на формирование взглядов молодого Гитлера, который писал в «Майн Кампф»: «Если бы доктор Карл Люэгер жил в Германии, его поставили бы в один ряд с самыми великими людьми нашего народа». Другим влиятельным политиком-антисемитом того времени, повлиявшим на Гитлера, был Георг фон Шенерер, который вдобавок был еще и противником католицизма как религии, имеющей зарубежный организационный центр в лице Ватикана. Шенерер выдвигал лозунг «Ohne Juda, ohne Rom bauen wir Germaniens Dom» («Без Иуды, без Рима строим мы собор Германии»). Также он политизировал термины «Führer», называя так сам себя, и приветствие «Heil», обращаемого соратниками к нему же.

Схожей была и ситуация в Германии, причем антисемитские взгляды были популярны не только на правом, но и на левом фланге общественно-политической мысли. Ярый антисемит и автор самого термина «антисемитизм» Вильгельм Марр был социалистом и анархистом. Социалистом был и Евгений Дюринг, широко известный в нашей как объект препарирования в книге «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса и менее известный как автор книги «Еврейский вопрос – как вопрос о расовом характере и его вредоносном влиянии на существование народов, на нравы и культуру», запрещенной на территории РФ решением Мещанского районного суда г. Москвы от 03.12.2008 года. Наконец, ближайший соратник Энгельса, Карл Маркс, сказал изрядное количество нелестного о евреях, хотя и сам принадлежал по крови к этому народу.

Одним из главных программных текстов по этому вопросу стала статья известного историка и политика Генриха фон Трейчке, опубликованная в 1879 году и получившая название «О нашем еврействе». Приведем некоторые выдержки из нее:

«Среди знаменательных изменений в сознании нашего народа самым странным кажется общественное движение против еврейства… Через нашу, немецкую восточную границу ежегодно просачиваются из польской колыбели тысячи амбициозных юношей, продавцов готовой одежды, сыновья и внуки которых овладевают биржей и газетами Германии…

Сегодняшняя громогласная пропаганда, грубая и отталкивающая, – это естественная реакция немецкого народа против чуждого элемента, овладевшего слишком большой частью национальной жизни… Движение это глубоко и крайне сильно… Оно охватывает и образованные круги, с отвращением отвергающие нетерпимость церкви и национальное высокомерие – в этих кругах все чаше звучит: «Евреи – это наше несчастье». Разумнейшие не думают об отмене или хотя бы сокращении совершившейся эмансипации еврейства, это было бы открытой несправедливостью, отступлением от лучших традиций нашей страны, тем более, что оно не только не устранит болезненных национальных различий, но может даже усилить их. … Единственный выход для наших сограждан-евреев – это беспрекословное решение стать немцами, как давно сделали многие из них – на наше и свое счастье. Это не может осуществиться в полной мере: евреи всегда останутся людьми восточного склада, лишь разговаривающими по-немецки… Но можно смягчить различия, если евреи, всегда так много говорящие о терпимости, станут действительно терпимы и начнут вести себя с почтением к вере, обычаям и чувствам немецкого народа, давно искупившего свои старые грехи и даровавшего им права человека и гражданина».

Фактором мощной эскалации немецкого (в широком смысле, включая австрийский) антисемитизма стало поражение Германии и ее союзниц в Первой мировой войне. Легенда о «ударе ножом в спину» приписывала неудачу II Рейха закулисным силам, причем роль евреев подчеркивалась особо. Поэтому германские национал-социалисты, возглавляемые Гитлером, поставили антисемитизм и обещание институционализировать его после прихода к власти во главу угла.

В 1933 году, когда мечта о приходе к власти осуществилась, обещание стало выполняться. Впрочем, на первых порах дело не дошло дальше ограничения гражданско-правовых возможностей и свобод немецких и евреев. Более того, у нацистов установилось временное сотрудничество с сионистскими организациями, базировавшееся на совпадении целей: нацисты хотели, чтобы евреи покинули Германии, сионисты желали того же, лишь с тем уточнением, что конечным пунктом миграции должна была стать Палестина. Так, в 1934 года руководитель еврейского отдела службы безопасности СС барон фон Мильденштейн гостил у сионистов в Палестине. В сентябре-октябре того же года ведущий орган нацистской пропаганды "Дер Ангрифф", которым руководил лично Геббельс, опубликовал серию из дюжины статей Мильденштейна, крайне одобрительно отзывавшегося о колонизационном предприятии сионистов. В память о пребывании руководителя еврейского отдела СС в Палестине Геббельс дал указание отчеканить медаль, на одной стороне которой было изображение свастики, на другой - шестиконечной звезды.

Впрочем, постепенно меры, предпринимаемые против евреев, в III Рейхе все более ужесточались. Важной поворотной точкой стала так называемая Хрустальная ночь 1938 года, поводом для которой стало убийство польским евреем Гершелем Гришпаном немецкого дипломата во Франции Эрнста фон Рата.

Еще одной поворотной точкой стало начало в сентябре 1939 года Второй мировой войны. Впрочем, на тот момент Гитлер и нацисты еще не вынашивали планов массового уничтожения евреев. Так, существовал план переселения евреев из захваченных немцами стран на Мадагаскар. Перемирие с Францией, заключенное летом 1940 года, дало возможность потребовать у побеждённой ими страны предоставления Мадагаскара, бывшего французской колонией, для создания государства-гетто. Главным протагонистом этого проектом был дипломат Ф.Радемахер. В своей докладной записке он предлагал принудить французов к согласию согласие на эмиграцию евреев на Мадагаскар. Преимуществом данного решения, по мнению Радемахера, была возможности превратить евреев в заложников, чтобы при необходимости шантажировать их судьбой еврейские круги Америки. Эта идея несколько месяцев обсуждалась нацистской верхушкой. В обсуждении участвовали Гитлер, Гиммлер, Гейдрих, Риббентроп. Доделывать план было поручено Адольфу Эйхману. В проекте от 15 августа он предлагал переселять на остров по миллиону европейских евреев в год. Управление колонией Эйхман собирался передать в руки СС.

Окончательное решение еврейского вопроса

Вскоре обсуждение мадагаскарского проекта сошло на нет, а начало войны против СССР и захват немцами территорий, где проживали сотни тысяч советских евреев, привел к принятию решений иного характера. В январе 1942 года на конференции в Ванзее было заявлено о необходимости «окончательного решения еврейского вопроса». Местами решения этого вопроса стали Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор и другие лагеря смерти.

С.Смагин

Ещё материалы:

Не спасся ли Гитлер после Второй мировой?


Copyright Курзенев А.Н. © 2017 Copyright rp100.ru © 2017 Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2017 Все права защищены.