Известный кинорежиссер Андрей Петрович Звягинцев 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Его мать, Галина Александровна, трудилась в школе преподавателем литературы и русского языка. В 2000 году она переехала в Москву из Новосибирска. Отец Пётр Александрович был сотрудником милиции милиционером. Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать. Отец, Пётр Александрович, бросил семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Отец и сын так и не смогли наладить отношения с отцом вплоть до кончины Петра Александровича. Любовь Салеева, школьная учительница Звягинцева-младшего, вспоминает: «То, что отец рано ушел из семьи и женился на другой женщине, наложило на Андрюшу свой отпечаток. Но самое грустное, в другой семье отец назвал родившегося сына тоже Андреем. Получился полный тезка. Отец не искал встреч с бывшей семьей и никогда не приезжал. Андрюша страшно переживал и говорил: «Почему папа так сделал? Когда-нибудь он узнает обо мне и поймет, что есть только один Андрей Звягинцев!» Мама Андрея, кстати, замуж после развода больше не вышла».

В 1984 году молодой человек окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Льва Белова). Начал работать в Новосибирском ТЮЗе, но вскоре был призван в армию, где служил в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле. В 1986 году Андрей переехал из Новосибирска в Москву поступать в ГИТИС, в котором окончил в 1990 году актёрский факультет (мастерская Евгения Лазарева).

После окончания ГИТИСа Андрей Звягинцев не пошёл работать в театр, так как, по собственному признанию, «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать „продукт“, вместо того, чтобы заниматься искусством». Звягинцев пробовал писать, написал несколько рассказов, но дальше этого дело не продвинулось. Он всёрьез увлекся кино, в Музее кино смотрел ретроспективы Годара, Антониони, Куросавы, Бергмана. До 1993 он года работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского, в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров. Он перебивался случайными заработками, затем до 2000 года периодически снимал рекламные ролики, но шансов попасть в индустрию, о которой с некоторых пор мечтал – большое кино – на тот момент не было никаких.

Участвовал в театральных постановках («Игра в классики» (1993), «Месяц в деревне» (1997)), снимался в кино в эпизодах. В 2000 году дебютировал как режиссёр. Известность же к Звягинцеву пришла после выхода фильма «Возвращение» (2003), получившего две кинопремии «Ника», двух «Золотых львов» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух «Золотых орлов»[8].

Успех Звягинцева повторился в 2014 году с выходом на экраны социальной драмы «Левиафан», удостоившейся множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории. В 2017 году фильм-мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля. В 2018 году вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля. Фильм считается одним из самых скандальных и неоднозначных в новейшей истории отечественного кинематографа. В основу сюжета положена история американца Марвина Химейера, вступившего в заведомо неравный правовой спор с крупной корпорацией, а затем обшившего броней свой бульдозер, разрушившего полтора десятка зданий этой корпорации и покончившего жизнь самоубийством.

В октябре 2016 года Звягинцев стал участником полемики о цензуре творчества в России, в ходе которой оппонировал кремлевскому пресс-секретарю Дмитрию Пескову. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос - суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин назвал данные явления «возвратом в Россию позорной цензуры сталинского времени».

Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, написавший колонку в газете «Коммерсантъ», в которой охарактеризовал произведения своих оппонентов как «жалкие поделки» и «агитки», а возражающую против некоторых работ общественность назвал «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Негативную оценку вызвал и обозначенный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В концепции Пескова Звягинцеву не понравилось якобы непонимание чиновниками, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки».

Андрей Звягинцев был женат сначала на своей однокурснице Инне, затем - на актрисе Ирине Гриневой, с которой прожил шесть лет. Вторая жена – тоже представитель профессии, связанной с кино, - монтажере Анне Матвеевой (в этом браке – сын Петр 2009 года рождения).

Фильмография

В качестве режиссёра

2000 - телесериал «Чёрная комната» (три новеллы - «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор»)

2003 - «Возвращение»

2007 - «Изгнание»

2008 - «Апокриф», короткометражный, первоначально - часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»

2011 - «Тайна», короткометражный, часть киноальманаха «Эксперимент 5IVE»

2011 - «Елена»

2014 - «Левиафан»

2017 - «Нелюбовь»

В качестве сценариста

2007 - «Изгнание» (совместно с Олегом Негиным)

2008 - «Апокриф», короткометражный, первоначально - часть киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»

2011 - «Елена» (совместно с Олегом Негиным)

2014 - «Левиафан» (совместно с Олегом Негиным)

2017 - «Нелюбовь» (совместно с Олегом Негиным)

В качестве исполнителя эпизодической роли

1992 - 1994 - «Горячев и другие»

1995 - Ширли-мырли

1998 - «Отражение» - секретарь

1999 - «Будем знакомы!»

2000 - «Любовь до гроба»

2000 - «Каменская. Смерть и немного любви» - Валерий Турбин

Награды и премии

За фильм «Возвращение»:

2003 - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля

2003 - Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм

2003 - Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года»

2003 - Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским)

За фильм «Изгнание»:

2007 - Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале

За фильм «Елена»:

2011 - Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.

2011 - Гран-При Гентского международного кинофестиваля

2012 - Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа».

За фильм «Левиафан»

2014 - Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным)

2015 - Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке

2015 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу

За фильм «Нелюбовь»

2017 - Приз жюри на Каннском кинофестивале

2017 - Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене

2018 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу

2018 - Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм

Общественное признание

2006, 2011 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»

2017 - Премия GQ в номинации «Режиссёр года».


Интервью:

Кинорежиссёр Андрей Звягинцев: «Как щитом пользуюсь замечательной фразой Сергея Довлатова: «Истинное мужество состоит в том, чтобы продолжать любить жизнь, зная о ней всю правду…»

Подготовил А. Каменский