Игорь Станиславович Прокопенко

родился 8 февраля 1965 года в городе Павловске (Воронежская область). В начале 1980-х окончил Тверское суворовское военное училище (будучи суворовцем, принимал участие в параде на Красной площади) и Донецкое высшее военно-политическое училище. Проходил службу в войсках ПВО - был распределен в 148-й центр боевого применения и переучивания авиации противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. Это была секретная военная единица, находившаяся в очень глухом месте и связанная с режимом секретности, так как там испытывали Су-27 и МиГ-31. Когда Прокопенко пришел в свою часть лейтенантом, у него в подчинении была сотня солдат и четыре десятка офицеров с прапорщиками.

Увлекался музыкой, ее теорией и философией. Также в определенный момент заинтересовался философией, в частности, таким на том момент экзотическим и полузапрещенным в СССР ее течением, как экзистенциализм. Решив написать кандидатскую работу по данной теме, Прокопенко узнал, что для начала нужно набрать определенное количество публикаций по ней же в научных изданиях. Молодой офицер поехал в Москву, где начал методично обходить разные газеты и журналы – «Вопросы философии», «Вестник ПВО», официальный орган министерства обороны «Красную звезду». В «Красной звезде» молодому офицеру, узнав, где и в каких частях он служит, предложили написать очерк о полетных дежурствах. Очерк в итоге так понравился редакции, что Прокопенко предложили стать журналистом «Красной звезды» на постоянной основе.

Начинающий журналист всячески старался оттачивать свое профессиональное мастерство, по много раз переписывая материалы. В конце 1980-х он получил командировку в Германию – писать книгу о советско-германских отношениях. Там, сидя в секретных военных архивах, он узнал, что советские военные еще четырьмя десятилетиями раньше наблюдали НЛО. Эта информация сформировала интерес, который Прокопенко начал реализовывать спустя какое-то время уже в качестве телеведущего.

После распада Советского Союза работал в таких изданиях, как «Московский комсомолец», «Российская газета» и других. Публиковал репортажи из «горячих точек». Прошел Первую чеченскую войну. Освещал печально знаменитый новогодний штурм Грозного. Кадры его репортажа стали первым официальным подтверждением этого события.

С 1994 года работал на Центральной телерадиостудии Министерства Обороны «ВоенТВ» и был военным обозревателем новостных программ «Время», «Сегодня», «Вести». В 1995 году снял первый документальный фильм «Брошь на галуне» (ОРТ). В 1996-1997 годах вёл авторскую программу «Присяга» на канале РТР.

В 1998 году Игорь Станиславович переходит на телеканал REN-TV (позже переименованный в «РЕН ТВ») по приглашению Ирены Лесневской и Владимира Молчанова. С начала сентября 1998 года является ведущим авторской программы «Военная тайна» на канале «РЕН ТВ». С 2004 года - заместитель генерального директора телеканала по общественно-политическому и документальному вещанию. С 2006 года - руководитель отдела документальных проектов телеканала.

С 2005 года по настоящее время - художественный руководитель телестудии «Формат ТВ», занимающейся производством телепрограмм «Военная тайна» (до 2005 года она производилась телеканалом-вещателем собственными усилиями) и «Территория заблуждений».

Автор и продюсер документальных и квазинаучных проектов «Лихорадка Эбола: тайна вируса смерти», «Чернобыль: обречённая АЭС», «Армии мира», «Как затопили „Мир“», «По обе стороны Победы», «Хроника мирового терроризма», «Рассекреченный век», «Тайная дипломатия», «Чеченский капкан», документального цикла «Отражение», «Территория заблуждений», с января 2007 года - ежедневного документального цикла «Истории…».

С конца марта 2009 года - руководитель проекта «Громкое дело». В 2014 году - генеральный продюсер и один из создателей шоу «Мои прекрасные…» с Павлом Раковым на «РЕН ТВ».

Член Академии Российского телевидения. Автор серии книг «Военная тайна» издательства «Эксмо».

Входит в центральный совет сторонников партии «Единая Россия». Критически оценивает российский либерализм: «Я из либерального общества конца 80-х - начала 90-х. Но в какой-то момент стал понимать, что с либеральным движением что-то не то. Помню, ещё в 90-х сделал фильм о правозащитной организации и рассказал, что её финансирует Госдеп США. Мне редакторы сказали: нет, этот фильм выпускать не надо. Почему, ведь это же правда! Не надо и всё. Я постепенно стал понимать, что в России скорее псевдолиберализм. Я воспринимаю либерала как человека мыслящего, для которого истина превыше всего. А у сегодняшних псевдолибералов так: если Путин против, значит я за. Вне зависимости от происходящего».

На обвинения в антизападной пропаганде отвечает: «А что такое эта антизападная пропаганда? Старуха с клюкой? Когда я в программе показываю министра обороны США, который говорит, что «русских в Сирии нужно убивать», - это антизападная пропаганда? Когда я ставлю интервью польского министра иностранных дел, который, не стыдясь собственного возраста, заявляет о том, что «СССР первым напал на гитлеровскую Германию». Кто из нас антизападная пропаганда больше - я или они? Получается, чтобы не быть обвинённым в антизападной пропаганде, надо просто молчать. А говорить только про «хороший Запад». Ну это же нечестно».

Список наград

Телевизионная премия «ТЭФИ»

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Журналистское расследование», 2000) - за фильм «Лихорадка Эбола - тайна вируса смерти».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Журналистское расследование», 2001) - за документальный сериал «Голоса из безмолвия».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Журналистское расследование», 2003) - за фильм «Дневник беглеца».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Телевизионный документальный сериал», 2005) - за документальный сериал «Чеченский капкан».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Телевизионный документальный сериал», 2007) - за документальный фильм «Пленные и забытые».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Телевизионный документальный фильм», 2009) - за фильм «Доктор Лиза».

Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Просветительская программа», 2017) - за передачу «Военная тайна».

Евразийский Телефорум

V Евразийский Телефорум (специальный приз жюри, 2001) - за документальный сериал «Голоса из безмолвия».

VII Евразийский Телефорум (главный приз, 2004).

Х Евразийский Телефорум (номинация «Информационно-аналитическая программа», 2007) - за документальный фильм «Анна. Убить журналиста».

XII Евразийский Телефорум (диплом, 2009) - за создание первого игрового многосерийного фильма «Последний секрет Мастера».

Премия Артёма Боровика

Премия Артёма Боровика (2003) - за фильм «Возвращение в Норд-Ост».

Премия Артёма Боровика (2004) - за творческие достижения в жанре «журналистское расследование».

Премия Артёма Боровика (2005) - за значительный вклад в развитие независимой журналистики в России.

Международный телекинофорум «Вместе»

Гран-при Международного телекинофорума «Вместе» (2002) - за программу «Военная тайна».

Гран-при Международного телекинофорума «Вместе» (номинация «Человек дела», 2007) - за документальный фильм «Анна. Убить журналиста».

Кинофестиваль «Море зовёт»

Гран-при Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов «Море зовёт» (2007) - за документальный фильм «Заложники глубины».

Приз Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовёт» (2008) - за лучший фильм о водолазах и дайверах.

Другие призы и награды

Премия Службы внешней разведки Российской Федерации (2001) - за документальный сериал «Голоса из безмолвия».

Гран-при и приз Президента Итальянской республики фестиваля в Риме (2002) - за фильм «Возвращение в Норд-Ост».

Гран-при ММКФ «Золотой Георгий» (2003) - за документальный фильм «Раковый корпус».

Гран-при фестиваля «Закон и общество» (2003) - за документальный цикл «Хроника мирового терроризма».

Гран-при фестиваля в Брюсселе (2003) - за документальный сериал «Голоса из безмолвия».

Конкурс «Менеджер года» (победа в номинации «Электронные СМИ», 2007).

Премия ФСБ России (номинация «Телевизионные и радиопрограммы», 2007) - за цикл программ «Военная тайна», посвящённых проблемам безопасности и обороноспособности государства.

Национальная премия «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения (номинация «Лучший документальный сериал», 2007) - за 3-серийный фильм «Другая война».

Премия Всероссийского смотра-конкурса «На страже порядка», проводимого ФСИН (номинация «Лучшая программа (фильм) в жанре журналистского расследования», 2009) - за фильм «Путь контрабандиста».

Гран-при VII Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова (2009) - за документальный фильм «Цхинвальский крест».

Подробнее:

Игорь Прокопенко: «В чём секрет долговечности моих проектов – я действительно стараюсь ответить на сегодняшний зрительский запрос».