Валентин Тихонович Урюпин – один из самых многообещающих молодых дирижеров нашей страны. Он родился в 1985 году в городе Лозовая (Харьковская область Украины). Играть на кларнете начал в девять лет. Получил образование в ЦМШ и МГК имени Чайковского, класс профессора Е. А. Петрова (кларнет) и профессора Г. Н. Рождественского (дирижирование). Урюпин участвовал в мастер-классах Чарльза Найдика, Жака ди Донато, Николя Бальдеру, Романа Гийо, Мишеля Летьека (кларнет), а также занимался у профессоров В. Б. Неймера, А. А. Левина, В. А. Понькина (дирижирование). Большое влияние на формирование Валентина оказывает творческое общение с такими музыкантами, как Александр Бондурянский, Теодор Курентзис, Мурад Аннамамедов, Александр Рудин, Григорий Фрид и другие.

Валентин Урюпин - лауреат XXI международного конкурса кларнетистов в Бельгии, Италии, Финляндии, Китае, Швейцарии, Германии, Чехии, Казахстане, Болгарии и России.

Его гастрольная и фестивальная география охватывает полтора десятка стран Европы, Китай, Японию, почти все страны СНГ и более трех десятков городов России.

Урюпин выступал в качестве солиста и дирижера с ГАСО им. Светланова, НФОР п/р В. Спивакова, ГСО «Новая Россия» п/р Юрия Башмета, Камерным оркестром Musica Viva п/р А. Рудина, Государственным академическим камерным оркестром России, оркестрами Женевы, Брюсселя, Турина, Пекина, Праги, Минска, Алма-Аты, Вроцлава, Ташкента, Харькова, Одессы, Екатеринбурга, Самары, Тольятти, Ярославля, Ульяновска, Костромы, Кирова, Орла. Сценическими партнерами Валентина Урюпина были дирижеры Геннадий Рождественский, Александр Рудин, Феликс Коробов, Ховард Гриффитс, Дирк Броссе, Лотар Сейфарт, Янг, Квартет им. Чюрлениса (Литва), А.Бондурянский, Н.Трулль, Т. Алиханов, Ю.Авдеева, Л.Генюшас, М. Пекарский, К. Родин, Г. Муржа, А. Бузлов, С. Антонов, Н. Ахназарян, А. Шагимуратова, А. Баева, Н. Кожухарь, Г. Казазян, А. Бузлов, Н. Рубинштейн, Е. Петров и другие.

В 2005 году Валентин признался в Москве Анатолию Абрамовичу Левину, дирижёру концертного оркестра Московской консерватории и художественному руководителю МСО Поволжья, что мечтает быть дирижёром. И летом того же года на сессии Молодёжного оркестра в Тольятти Левин дал молодому человеку дирижёрскую практику, сказав, что если получится, то хорошо, если не получится, то это будет сразу заметно, что тоже хорошо. В итоге опыт оказался достаточно успешным. На первой в жизни Урюпина дирижёрской репетиции присутствовал Владимир Борисович Неймер, дирижёр Национального симфонического оркестра Узбекистана, который потом на три года стал наставником Валентина - тот ездил в Узбекистан, снимал жильё и брал уроки у Неймера.

С 2007 года Валентин Урюпин стал художественным руководителем и дирижером созданного им камерного оркестра Arpeggione. С 2008 по 2011 год - главный приглашенный дирижер Харьковского академического молодежного симфонического оркестра. С 2011-го - постоянный приглашенный дирижер симфонического оркестра Государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. В 2011 году стал победителем и обладателем специального приза Всероссийского конкурса дирижеров им. И. А. Мусина (Кострома). Победитель II Всероссийского музыкального конкурса среди дирижеров-симфонистов (2015, Москва).

С августа 2011 года Валентин Урюпин - дирижер Пермского академического театра оперы и балета.

Лауреат более 20 международных конкурсов кларнетистов в Бельгии, Италии, Финляндии, Китае, Швейцарии, Германии, Чехии, Казахстане, Болгарии и России. Если говорить про достижения на зарубежных площадках, то у Урюпина они следующие:

Международный конкурс кларнетистов ARD в Мюнхене (2012 г., специальный приз издательства » Barenreiter»).

Первый международный конкурс кларнетистов под патронажем Королевы Паолы (Кортрийк, Бельгия, 2010 г., II премия и 4 специальных приза)

Второй международный конкурс кларнетистов в Пекине (2009 г., 1 премия и спец.приз)

Международный конкурс кларнетистов им. Крусселя (Финляндия, 2009 г., 1 премия)

Международный конкурс кларнетистов «Marco Fiorindo» (Италия, 2009 г., II премия)

9-й Международный конкурс исполнителей на духовых инструментов «Piemontese» (Италия, 2009, I премия и самый высокий балл в истории конкурса).

2-й международный конкурс кларнетистов им. Римского-Корсакова(Санкт-Петербург, 2008 г., I премия и спец.приз).

В 2007 году Валентин был лауреатом III премии конкурса в Женеве - старейшего и престижнейшего кларнетового соревнования в мире. Лауреат V Международного конкурса дирижеров им. Густава Малера (2016, Бамберг, Германия; третья премия). В 2017 году он стал победителем 8-го международного конкурса дирижёров имени сэра Георга Шолти - престижной премии для профессионалов не старше 34 лет.

Вместе с оркестром «Новая Россия» записывал музыку для церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи.

С 2015 года Урюпин руководит симфоническим оркестром Ростовской-на-Дону филармонии – здесь он оказался по рекомендации Юрия Башмета (Валентина вообще многое связывает с Башметом – так, он был у истоков Всероссийского юношеского оркестра под его руководством, вёл первые репетиции в качестве второго дирижёра). Под его руководством оркестр добился огромного прогресса – так, его опен-эйр на улице Пушкинской (ростовский Арбат) собрал несколько тысяч человек слушателей. Был запущен социальный проект «Полетели вместе» с выступлениями в местах, обитатели которых по каким-то причинам изолированы от внешнего мира или ограничены в контактах с ним. В частности, оркестр играл для детей с ограниченными возможностями, собираемся поехать играть куда угодно: в тюрьмы, хосписы и так далее. По словам самого Урюпина, «эта социальная программа - дело нашей чести, потому что музыка должна звучать в первую очередь для людей, которым трудно самим дойти до концертного зала». Играли музыканты и в других необычных местах, например, на Новочеркасском электровозостроительном заводе, прямо в цеху. По словам Урюпина, он ставит цель поднять ростовский оркестр в пятерку лучших региональных в России.

Урюпин выступает за государственную поддержку либо меценатскую своей отрасли: «Как только музыканты почувствуют какое-то доверие со стороны власти, процесс творчества сразу достигнет огромных высот…Мы можем больше зарабатывать, но вопрос так стоять не должен. Ни оркестры, ни оперные театры не могут быть самоокупаемыми. В мире таких примеров практически не существует. Любое серьёзное искусство не может быть самоокупаемым: оно поддерживается государством или, как это происходит в США, мощнейшей и уже более, чем вековой системой взаимоотношений с меценатами и спонсорами. Для самоокупаемости нам придётся просто взвинтить цены на билеты. Мы этого делать не можем, потому что в России исторически сложилось, что главные потребители искусства - интеллигенция и молодёжь. Ни те, ни другие не могут много заплатить за билет».

Одобрительно отзывается о процессе культурного роста российских регионов: «Идущий процесс децентрализации - очень хороший. Москва и Санкт-Петербург перестают быть единоличными местами силы. Мы сейчас не можем сказать, что Новосибирск, Казань, Пермь, Екатеринбург – провинция. Мы в Ростове очень стараемся, тянемся. В Германии, во Франции, Штатах очень много интересного происходит в крошечных городах. Что, Детройт – большой город? А оркестр – один из лучших в мире! А Питтсбург? А Цинциннати, Кливленд?.. Что касается Перми. Если Москва – это культурная столица, потому что в ней происходит очень много всего, в том числе и события выдающегося значения, то Пермь – это Мекка, куда люди из столиц едут за каким-то светом и красотой, которых нет даже в Москве».

Имеет достаточно большой список дирижеров, которых уважает и считает образцом для подражания: «У каждого крупного дирижёра XX века можно что-то почерпнуть. Особенно у тех, которые нам оставили записи репетиций. Что касается дирижёров, которыми я увлечён сейчас, например, это Клаус Теннштедт, Яша Хоренштейн (его Малера я считаю в своем роде уникальным и уж точно более интересным, чем Малер, скажем, каких-то мэйнстримных дирижёров), Рикардо Шайи. Вечные светочи для меня – Карлос Клайбер и Клаудио Аббадо. В каком-то репертуаре я очень люблю немецких дирижёров первой половины XX века, Фуртвенглера, например, Шурихта, Кнаппертсбуша. Менгельберг в том же ряду. Открываю для себя Караяна настоящего, только сейчас, потому что одно время я поддавался некой странной моде – считать его несколько «дутой» фигурой. Просто надо знать, что не бывает универсальных дирижёров… Естественно, Геннадий Николаевич Рождественский, Кирилл Петрович Кондрашин, Евгений Александрович Мравинский, все крупные русские дирижёры. Потом, есть же забытые имена. Например, такой дирижёр, как Владимир Пирадов, который известен только некоторым коллекционерам записей опер, и вообще всю жизнь работал в относительной провинции… А другие оперные дирижёры советские - Исидор Зак, Константин Симеонов? Понимаете, это такая всеобъемлющая профессия! Среди дирижёров, которые остались в истории, нет плохих. Они все сделали что-то интересное. И, конечно, нельзя не восхищаться и Курентзисом, и Юровским, и Пааво Ярви. И совсем молодые есть – почти мои ровесники, например, замечательный израильский дирижер Лаав Шани, который выиграл предыдущий конкурс Малера».

Разговаривает на английском языке, понимает французский, итальянский, планирует выучить еще пару языков. Считает, что если человек занимается музыкой, он должен относиться к ней не как к хобби, а как к смыслу жизни.

Интервью

Валентин Урюпин: «По соотношению высокого уровня игры к скромным зарплатам музыкантов наш оркестр сегодня ПЕРВЫЙ в России…»

Copyright Курзенев А.Н. © 2018
Copyright rp100.ru © 2018
Copyright ООО "Издательcтво "Разрешите представить!" © 2018
Все права защищены.