В Республике Калмыкия на сегодняшний день сложились достаточно благоприятные условия для развития инвестиционного процесса, что в значительной степени обусловлено общероссийскими тенденциями улучшения инвестиционного климата и созданием в республике инвестиционного законодательства, предусматривающего определенные льготы и преференции инвесторам в рамках федерального законодательства. В частности, организациям, осуществляющим инвестиции в экономику Калмыкии, предоставляются льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество.

 

В республике разработаны перспективные инвестиционные проекты:

 

Модернизация аэропорта Элиста

Планируется реконструкция взлетно-посадочной полосы, аэровокзального комплекса, сертификация аэропортовых служб. Аэропорт имеет выгодное географическое положение, находясь на пересечении трасс из Азии в Европу, из северных регионов России на Кавказ и Ближний Восток. Климатические условия: более половины дней в году ясные и с переменной облачностью.

Реконструкция взлетно-посадочной полосы позволит принимать в аэропорту Элиста воздушные суда типа Боинг-747, А-320, Ил-76, Ту-154, Ту-204 и классом ниже. В результате реализации проекта аэропорт Элиста сможет осуществлять транзитные грузовые и пассажирские перевозки в соответствии с международными стандартами качества из Европы в Азию (в том числе Казахстан, Китай, Монголию и другие государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии) и обратно.

В 2006 году российские и иностранные компании проявили заинтересованность в инвестировании средств в развитие наземной инфраструктуры авиаперевозок в Калмыкии. Был проведен технический аудит объектов аэропорта Элиста. На сегодняшний день выполнены предварительные технико-экономические расчеты с целью рассмотрения принципиальной возможности развития аэропорта Элиста, оценки объемов капиталовложений, определения необходимого комплекса технологического оборудования и процессов. Ориентировочная стоимость реконструкции аэропорта составляет 6,95 млрд рублей.

 

Завод по производству портландцемента

Проектом предусмотрено строительство «под ключ» завода по производству портландцемента (мощностью более 1 млн тонн в год) в Ики-Бурульском районе Калмыкии, где сконцентрированы запасы природного сырья. По территории района проходят трассы федерального значения, соединяющие Северный Кавказ и центральную часть России. В 300 км от месторождения известняков расположен морской порт, позволяющий осуществлять морские перевозки в зарубежные страны Каспийского побережья.

В производстве одного из важнейших материалов – цементного вяжущего – планируется использовать новейшие технологические разработки в области строительной индустрии (нанотехнологии). Последние позволяют обеспечить высочайшее качество продукции и организовать сопутствующее производство материалов специального назначения и специальных видов цемента с уникальными свойствами, а также предоставляют возможность использовать обедненные сырьевые источники и применять безобжиговый метод изготовления цементного вяжущего с целью значительного снижения себестоимости конечного продукта и создания совершенного с точки зрения экологической безопасности производства.

Планируемый объем вложений при организации производства (включая проектирование, изготовление и монтаж оборудования, строительство завода и инфраструктуры, приобретение карьерного оборудования) – $170 млн.

 

Национальный туристический комплекс «Джангарленд»

Цель проекта – создание в Калмыкии современного конкурентоспособного Национального туристического комплекса. Благодаря своему географическому положению, экологической обстановке и культурно-историческому наследию, Калмыкия располагает возможностями для развития практически всех видов туризма: экскурсионного, делового, обучающего, лечебного (народная медицина), экологического, молодежного, культурно-познавательного, а также охоты и рыбалки. По мнению руководства республики, Национальный туристический комплекс «Джангарленд» при рациональной организации и правильном позиционировании имеет шанс занять положение лидера рынка.

«Джангарленд» предполагается строить в форме круга (по образу хотона). Стационарный комплекс, рассчитанный на 120 мест, общей пропускной способностью 38880 человек планируется выполнить с учетом национального колорита, в форме пагод, со скульптурными изображениями героев из национального эпоса «Джангар».

Площадка, отведенная под строительство комплекса, обеспечена необходимой инфраструктурой и коммуникациями, в том числе связью. Общие инвестиционные ресурсы, необходимые для строительства туристического комплекса и его функционирования на начальном этапе, составят 95140,5 тыс. рублей. Срок окупаемости полных инвестиционных затрат – 30 месяцев.

 

Строительство завода по производству стеклотары

Проектом предусмотрена организация производства стеклотары мощностью до 100 млн у.е. в год (50 тонн стекломассы в сутки). Успех реализации проекта обусловлен наличием сырьевой базы, востребованностью продукции, близостью республики к крупным индустриальным центрам юга и центральной части России, наличием площадки под строительство с необходимой инфраструктурой.

Местная сырьевая база позволяет производить изделия из полубелого, бесцветного стекла и изделия высокой светопрозрачности. На территории Республики Калмыкия функционирует завод по производству алкогольной продукции мощностью 500 тыс. декалитров (10 млн бутылок) в год. В настоящее время бесцветная стеклотара закупается в других регионах России, однако в течение ближайших двух лет завод планирует полностью перейти на использование стеклотары калмыцкого производства. В г. Элисте расположена железнодорожная станция, позволяющая осуществлять грузовые перевозки через г. Ставрополь. В ближайшее время запланировано строительство железной дороги Элиста – Аксарайское (Астраханская область). По данным ЗАО НПЦ «Стекло», общая стоимость строительства стекольного завода данного типа составляет 923 млн рублей.

Курзенев А.Н.  2007